Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. Три спаса в августе: медовый спас, яблочный спас и ореховый

В последний месяц лета — август, православные верующие отмечают три самых крупных светлых праздника. Три Спаса в августе 2019: Медовой, Яблочный и Ореховый или Хлебный.

Узнайте, как отмечают эти праздники, их историю и какие традиции следует соблюдать. Какие приметы соответствуют им.

Три Спаса в августе: традиции, приметы

Медовый Спас в 2019 году — 14 августа

Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень.

Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Праздник сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому в народе первый Спас называют еще мокрым Спасом. Также первый Спас в некоторых местах зовут медовым.

Этот день — праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.

«На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов: «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки, и непременно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники. Освящали также и колодцы.

Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Яблочный Спас в 2019 году — 19 августа

Второй Спас празднуется в день Преображения Господня. Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору для того, чтобы помолиться. Во время этой молитвы и произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда, в которую он был одет, стала белее снега.

Потом появились два пророка Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом о его исходе, который в скором времени произойдет в Иерусалиме. Ученики, ставшие свидетелями преображения, были испуганы.

Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Раньше до второго Спаса нельзя было есть фрукты. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу.

Поэтому в народе второй Спас называется яблочным. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени.

В старину все верующие люди непременно праздновали яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Спас ореховый в 2019 году — какого числа

Третий Спас — 29 августа 2019 года — Спас «на полотне», назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа.

Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

В народе третий Спас означал также окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками».

Третий Спас называли ореховым или хлебным, потому что к этому дню, как правило, созревали орехи и заканчивалась жатва хлебов.

И поговорки соответственные были в народе: «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас». «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».
В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.

Ав-густ бо-гат ка-лен-дар-ны-ми вос-по-ми-на-ни-я-ми. Неко-то-рые при-об-ре-ли об-ще-куль-тур-ный ха-рак-тер и зна-ко-мы всем, да-же не слиш-ком цер-ков-ным лю-дям. В первую оче-редь это от-но-сит-ся к так на-зы-ва-е-мым «Спа-сам». Бе-да лишь в том (и это не един-ствен-ная на-ша «бе-да»), что в цер-ков-ном ка-лен-да-ре та-ких на-зва-ний нет! При этом Пер-вый Спас (1/14 ав-гу-ста) име-ну-ет-ся в на-ро-де «ме-до-вым», Вто-рой (6/19 ав-гу-ста) - «яб-лоч-ным», а Тре-тий (16/29 ав-гу-ста) - «оре-хо-вым», «хлеб-ным». Сла-вян-ское сло-во «Спас» (Спа-си-тель) - од-но из бо-го-слов-ских имен Иису-са Хри-ста, Ко-то-ро-му по-свя-ще-ны и мно-гие дру-гие празд-ни-ки. Здра-вый смысл под-ска-зы-ва-ет, что ос-но-ва цер-ков-ных тор-жеств - не сель-ско-хо-зяй-ствен-ная и тем бо-лее не ку-ли-нар-но-га-стро-но-ми-че-ская, а по-то-му эти фольк-лор-ные (стро-го го-во-ря - неумест-ные) на-зва-ния не име-ют к ним ни-ка-ко-го от-но-ше-ния.

По-ста-ра-ем-ся по-нять - ка-кие же ре-аль-ные со-бы-тия скры-ты за «Спа-са-ми»? Сна-ча-ла - о пер-вом из них.

Пер-вый Спас

(1/14 ав-гу-ста )

Тро-парь Все-ми-ло-сти-во-му Спа-си-те-лю

Об-ра-ща-ю-щий взо-ры с вы-со-ты, при-ни-ма-ю-щий бед-ных, по-се-ти нас, угне-тён-ных гре-ха-ми, о Все-ми-ло-сти-вый Вла-ды-ка, и, по мо-лит-вам Бо-го-ро-ди-цы, да-руй ду-шам на-шим ве-ли-кую ми-лость.

Этот празд-нич-ный цер-ков-ный день сов-ме-ща-ет в се-бе несколь-ко зна-ме-на-тель-ных со-бы-тий.

Из-не-се-ние Кре-ста Гос-под-ня

Пер-вое празд-нич-ное вос-по-ми-на-ние это-го дня - «Из-несе ние Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня». За этим на-зва-ни-ем сто-ят жиз-нен-ные ре-а-лии дав-них лет.

Де-ло в том, что в сто-ли-це Ви-зан-тии, Кон-стан-ти-но-по-ле (Ца-рь-гра-де), в свя-зи с ча-сты-ми в ав-гу-сте бо-лез-ня-ми, су-ще-ство-вал обы-чай но-сить крест по ули-цам и до-ро-гам в на-деж-де пре-гра-дить путь неви-ди-мо кра-ду-щей-ся па-гу-бе. На-ка-нуне празд-ни-ка дра-го-цен-ный крест, вклю-чав-ший в се-бя со-хра-нив-ши-е-ся ча-сти-цы де-ре-ва Гол-гоф-ско-го Кре-ста, тор-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли из цар-ской со-кро-вищ-ни-цы в глав-ный со-бор Им-пе-рии - храм Свя-той Со-фии Кон-стан-ти-но-поль-ской, и по-ла-га-ли на пре-сто-ле. С это-го дня и до Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы, в те-че-ние двух недель, по всем ули-цам го-ро-да про-но-си-ли крест в про-цес-сии, а за-тем вновь воз-вра-ща-ли в им-пе-ра-тор-ские па-ла-ты. К это-му обы-чаю при-со-еди-нил-ся ещё один - освя-ще-ние во-ды, ко-то-рое про-ис-хо-ди-ло в при-двор-ной церк-ви в пер-вый день каж-до-го ме-ся-ца. По-сте-пен-но мест-ный кон-стан-ти-но-поль-ский празд-ник Из-не-се-ния Кре-ста рас-про-стра-нил-ся по хри-сти-ан-ско-му Во-сто-ку, а у нас на Ру-си по-явил-ся в XV ве-ке. При этом освя-ще-ние во-ды на ис-точ-ни-ках ста-ло на-по-ми-нать о кре-ще-нии Ру-си, на-чав-шем-ся, со-глас-но пре-да-нию, имен-но в этот день. (С 2008 го-да празд-но-ва-ние на-ча-ла кре-ще-ния Ру-си, со-глас-но по-ста-нов-ле-нию Ар-хи-ерей-ско-го со-бо-ра, сов-ме-ще-но с па-мя-тью свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, 15/28 июля).

Спас Все-ми-ло-сти-вый.
Ико-на ок. 1430 г.

Все-ми-ло-сти-вый Спас

Вто-рое цер-ков-ное со-бы-тие се-го-дняш-не-го дня - празд-не-ство Все-ми-ло-сти-во-му Спа-су и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. В его ос-но-ве - па-мять о чу-дес-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны Спа-си-те-ля, со-про-вож-дав-ших сра-же-ния с са-ра-ци-на-ми ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла (1143-1180) и бит-ву с бол-га-ра-ми рус-ско-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го в 1164 го-ду. К это-му при-со-еди-ня-ет-ся ещё один эпи-зод. По сви-де-тель-ству ви-зан-тий-ско-го ис-то-ри-ка Ни-ки-ты Хо-ни-а-та, впе-ре-ди три-ум-фаль-ной про-цес-сии им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла, по-сле раз-гро-ма пан-нон-цев в 1167 го-ду, «еха-ла се-реб-ря-ная с по-зо-ло-той ко-лес-ни-ца, за-пря-жён-ная бе-лы-ми, как хло-пья сне-га, ко-ня-ми, а на ней сто-я-ла ико-на Бо-го-ма-те-ри, непо-бе-ди-мой За-щит-ни-цы и со-рат-ни-цы ца-ря».

Кто та-кие Мак-ка-веи?

В этот же день празд-ну-ет-ся па-мять вет-хо-за-вет-ных (до-хри-сти-ан-ских) му-че-ни-ков - свя-щен-ни-ка Еле-аза ра, се-ми юных бра-тьев, их ма-те-ри Со-ло-мони и и мно-гих дру-гих, при-няв-ших му-че-ни-че-скую смерть в пе-ри-од «Ве-ли-ко-го го-не-ния» (167-164 го-ды до н. э). Его ини-ци-а-то-ром стал ан-тио-хий-ский (си-рий-ский) мо-нарх Ан-тиох IV Епи-фан (175-164 до н. э.), в со-став им-пе-рии ко-то-ро-го вхо-ди-ла то-гда Па-ле-сти-на. Спра-вед-ли-во про-зван-ный совре-мен-ни-ка-ми Епима ном («Безум-ным»), этот обо-жеств-ляв-ший се-бя языч-ник воз-двиг бес-по-щад-ное го-не-ние на бо-го-от-кро-вен-ную ре-ли-гию Мо-и-сея, из-дав де-крет, по-веле-ва-ю-щий всем ев-ре-ям от-речь-ся от ве-ры в Еди-но-го Бо-га и по-кло-нять-ся ми-фо-ло-ги-че-ским бо-гам. Он осквер-нил Иеру-са-лим-ский храм, уста-но-вив там язы-че-ский жерт-вен-ник и со-вер-шив на нём жерт-во-при-но-ше-ние Зев-су Олим-пий-ско-му (де-кабрь 167 го-ду до н. э.). Идоль-ские ка-пи-ща бы-ли со-ору-же-ны и в дру-гих ме-стах, и все иудеи, от-ка-зы-вав-ши-е-ся участ-во-вать в жерт-во-при-но-ше-ни-ях, пре-да-ва-лись пыт-кам и му-чи-тель-ной смер-ти. Ко-мис-са-ры Ан-тио-ха ис-ка-ли по до-мам кни-ги Биб-лии и, ес-ли на-хо-ди-ли, то «раз-ры-ва-ли и сжи-га-ли на огне», а вла-дель-цев их уби-ва-ли. Они так-же «уби-ва-ли жен-щин, об-ре-зав-ших сво-их де-тей, а мла-ден-цев ве-ша-ли за шеи» (). Ви-ди-мо, это бы-ла пер-вая в ми-ро-вой ис-то-рии по-пыт-ка ли-шить це-лый на-род сво-ей ре-ли-гии. (По-доб-ное пы-та-лись осу-ще-ствить в на-шей стране дру-гие ко-мис-са-ры - в ко-жа-ных курт-ках и с «то-ва-ри-ща-ми Мау-зе-ра-ми».)

Му-че-ни-ки-бра-тья бы-ли на-зва-ны Мак-ка-ве-я-ми в па-мять о сы-но-вьях свя-щен-ни-ка Матта фии. Вме-сте с от-цом они бе-жа-ли в го-ры, воз-гла-ви-ли вос-ста-ние про-тив ти-ра-на и, по-сле мно-го-лет-ней борь-бы, со-зда-ли неза-ви-си-мое Иудей-ское го-су-дар-ство (142-63 го-ды до н. э., до при-хо-да рим-лян), управ-ляв-ше-е-ся ди-на-сти-ей Мак-ка-ве-ев (ина-че - Хас-моне ев). Про-зви-ще «Мак-ка-вей» (ев-рей-ское сло-во Макка би зна-чит «Мо-лот») по-лу-чил сна-ча-ла один из бра-тьев, Иуда, на-де-лён-ный та-лан-том во-е-на-чаль-ни-ка и по-ра-жав-ший вра-гов, как мо-лот. (Об этом мож-но про-честь в биб-лей-ских I и II Мак-ка-вей-ских кни-гах, а так-же у ев-рей-ско-го ис-то-ри-ка Иоси-фа Фла-вия.)

Се-го-дня же - па-мять и ря-да дру-гих свя-тых, но, по тра-ди-ции, ак-цен-ти-ру-ют-ся со-бы-тия, о ко-то-рых мы толь-ко что про-чли. С это-го дня на-чи-на-ет-ся двух-не-дель-ный Успен-ский пост (до 28 ав-гу-ста).

«Сель-ско-хо-зяй-ствен-ный» ас-пект празд-ни-ка

Мне вспом-нил-ся «за-ме-ча-тель-ный» при-мер на-род-ной омо-ни-мии. Ко дню 1/14 ав-гу-ста бы-ло при-уро-че-но ве-я-ние ма-ка, от-сю-да и фольк-лор-ный празд-ник - «Ма-кове й». Мож-но бы и по-сме-ять-ся, но сле-ду-ет гру-стить: за мно-гие сто-ле-тия хри-сти-ан-ской ис-то-рии наш на-род так и не смог усво-ить хо-тя бы азы ре-ли-ги-оз-ной гра-мот-но-сти. По-это-му очень мно-гие лег-ко от-ка-за-лись от сво-ей куль-тур-ной ис-то-рии, ко-то-рая на-ча-лась, по сло-вам ака-де-ми-ка Д. С. Ли-ха-че-ва, «с кре-ще-ния Ру-си». А сей-час мы до-шли до та-кой чу-до-вищ-ной сте-пе-ни куль-тур-но-ис-то-ри-че-ско-го оди-ча-ния, что да-же так на-зы-ва-е-мые «об-ра-зо-ван-ные лю-ди» ори-ен-ти-ру-ют-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре не луч-ше преж-не-го му-жи-ка-хле-бо-паш-ца (но ему это бы-ло из-ви-ни-тель-но).

Сель-ско-хо-зяй-ствен-ные на-зва-ния хри-сти-ан-ских празд-ни-ков оправ-да-ны толь-ко в фор-маль-но-хро-но-ло-ги-че-ском смыс-ле. Ведь празд-ни-ки непо-движ-но-го цик-ла, с фик-си-ро-ван-ны-ми да-та-ми, яв-ля-лись рань-ше для про-стых лю-дей един-ствен-ны-ми ка-лен-дар-ны-ми сель-ско-хо-зяй-ствен-ны-ми ве-ха-ми. (В их из-бах не бы-ло кол-хоз-ных ка-лен-да-рей, ра-дио-то-чек и они не вы-пи-сы-ва-ли жур-нал «Кре-стьян-ка».) Так, к Пер-во-му Спа-су при-уро-чи-ли про-во-ды ле-та. Па-сеч-ни-ки на-чи-на-ли вы-ла-мы-вать со-ты: счи-та-лось, что к это-му вре-ме-ни «пче-ла пе-ре-ста-ет но-сить ме-до-вую взят-ку». От-сю-да на-зва-ние «Ме-до-вый Спас», а так-же «мок-рый», - из-за на-ча-ла хо-лод-ных рос. От-ме-ча-ет-ся от-лёт пер-вых ла-сто-чек и стри-жей, по-яв-ле-ние стай гра-чей и сквор-цов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Через пять дней - Вто-рой Спас, ас-со-ци-и-ру-ю-щий-ся для мно-гих лишь с ду-ши-сты-ми яб-ло-ка-ми и ины-ми фрук-та-ми, ап-пе-тит-но гро-моз-дя-щи-ми-ся на длин-ном сто-ле в хра-ме. При-хо-дит-ся на-блю-дать, как иные гос-по-да пе-ре-ми-на-ют-ся с но-ги на но-гу и яв-но ду-ма-ют: «Ско-рее бы за-кон-чи-лась эта служ-ба с непо-нят-ны-ми пес-но-пе-ни-я-ми («... сла-ву Свою я ко-же можа ху...» и про-чее) и ба-тюш-ка по-брыз-гал на-ши фрук-ты свя-той во-дой! Ну, на-ко-нец-то по-кро-пил! Те-перь их мож-но вез-ти в офи-сы («пра-во-слав-ным» ныне быть мод-но) и с чув-ством хо-ро-шо вы-пол-нен-но-го дол-га уго-щать со-труд-ни-ков.

Хри-стос и апо-сто-лы бы-ли бы это-му весь-ма удив-ле-ны, по-то-му что от-нюдь не фрук-ты за-ни-ма-ли их ум на го-ре Фа-вор, и не ра-ди освя-ще-ния «пло-дов зем-ных» Цер-ковь уста-но-ви-ла празд-ник Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня! Ка-ков же под-лин-ный смысл это-го зна-ме-на-тель-но-го тор-же-ства? Об-ра-тим-ся к 19 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

На август, самый плодоносный месяц, приходятся три праздника, три Спаса с «вкусными» народными именами: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый), объединенные общим названием Спасовки.

В эти дни по всей России проходят красочные ярмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, освящают дары природы, готовят дома всякие вкусности. И может показаться странным, что священники не слишком любят говорить о народных традициях, связанных с этими церковными праздниками. Народные - значит, языческие. Хотя ни для кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах языческих капищ. В России православная культура тоже развивалась не в вакууме и впитала древние народные традиции.

Но современным (постсоветским) верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.

В храме Матроны Московской на Таганке нам подтвердили: традиция освящать мед или плоды не церковная, а народная. Ее корни уходят во времена язычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Наши предки так благодарили ту высшую силу, которая дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Эта традиция сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?

«Они тебя вспросют, - ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас … - медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, - яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут», - поучал Ваню старый плотник Горкин в романе Ивана Шмелева «Лето Господне».

Медовый Спас, он же Первый, он же Мокрый, он же Спас на воде и Маккавей... Народных названий праздника - бесконечное множество.

И в православной традиции день 1 (ныне - 14) августа знаменателен количеством «уместившихся» в него важных событий и праздников: и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Первый - «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня». «Происхождение» в данном случае означает «вынос, изнесение». Этот праздник был установлен в IX веке в Византии - август в жаркой южной стране был временем опасных эпидемий, поэтому возникла традиция выносить (износить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в «отвращение болезней», призывая на помощь силу Спасителя.

На Руси византийский праздник совпал с днем Крещения Руси - 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». До сих пор в этот день по всей России проходит т.н. малое водосвятие (в отличие от Великого водосвятия на Крещение). Отсюда и пошло название «Мокрый» или «Спас на воде». В этот день на Руси совершались крестные ходы к водоемам, крестьяне купались для здоровья и очищения грехов, в последний раз купали лошадей; чинили и святили колодцы.

С XII века на этот день приходится еще одно торжество: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе - исторические события, которые параллельно разворачивались в Греции и на Руси. 1 августа 1164 года два властителя, самые яркие представители православной цивилизации своего времени, одновременно отправились воевать с противниками христианской веры, каждый со своими. Византийский император Мануил Комнин - с сарацинами, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский - с волжскими булгарами.

И Андрей, и Мануил одержали победу и, как позже выяснилось в переписке между столичными Владимиром и Константинополем, после сражения и в русском, и в византийском станах произошло великое чудо: в ознаменование небесной помощи и спасения от хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошло яркое сияние, осветившее войска. Память об этом событии и сохранилась в церковных торжествах и молитвах 1 (14) августа.

С этими праздниками в православном календаре совпадает и день памяти Маккавеев - семи ветхозаветных мучеников из Иудеи времен царя Антиоха Епифана, пытавшегося навязать иудеям поклонение языческим (греческим) богам. Непокорные Маккавеи остались верны вере в единого Бога и за это казнены в 166 году до Рождества Христова.

Но самое важное: 14 августа начинается Успенский пост, по строгости почти равный Великому Посту. Нельзя есть даже рыбу - кроме одного дня, Спаса Преображения 19 августа. Успенский пост длится две недели, до дня Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, главного праздника почитания Девы Марии в православной традиции.

Несмотря на всю строгость, Успенский пост всегда считался самым приятным: на столе уже присутствовали в изобилии овощи, фрукты и мед. «Успенский пост мужика досыта кормит», «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка». В кафе и ресторанах наверняка появится особое постное меню или «медовое меню», но православным стоит помнить не только о своем животе, но и о смысле Успенского поста - духовной подготовке к Успению Пресвятой Богородицы.

Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты - не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.

Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит - некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед - лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом - нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви - весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.

Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники - постные пироги, пряники, рулеты…

Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.

Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе - все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.

Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и - шире - в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.

А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный - потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый - потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» - холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…

Спас Малый - потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» - название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.

На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…

В августе проходит сразу три народных праздника, во время которых соблюдаются как заветы предков, так и церковные обычаи.

Три праздничных дня в народе были приурочены ко времени сбора урожая и завершению сезона полевых работ, а после принятия на Руси христианства к традициям добавились церковные заветы. Каждый из Спасов по церковным канонам сопровождается службами, славящими Высшие Силы, и соответствует православным праздникам. Традиции наших предков сплелись с церковным обычаями, поэтому каждый из Спасов - Медовый, Яблочный и Ореховый - время для соблюдения христианских и народных обычаев.

Медовый Спас в 2018 году

Дата Медового Спаса выпадает на 14 августа, и в этот день начинают сбор меда из ульев. По церковной традиции 14 числа совершают крестный ход с выносом креста. Эта традиция имеет красочную историю, которая послужила началом празднования честного древа Животворящего Креста. В прежние времена частые эпидемии уносили жизни множества людей, и после очередного поветрия из константинопольской сокровищницы была вынесена реликвия, представляющая собой частицу креста, на котором был распят Иисус. Множество паломников коснулось святыни, вознося молитвы Высшим Силам, и эпидемия отступила. В этот день также начинается Успенский пост, во время которого верующие просят прощения за свои неблаговидные поступки, скромно питаются и ежедневно воспитывают в себе лучшие черты характера.

В праздничный день пасечники спешат собрать мед из сот, чтобы отнести его в церковь на освящение. По поверьям этот ценный продукт в день Спаса обладает сильными свойствами исцеления и способен побороть любые недуги. В этот день в старину готовили множество угощений, используя мед. Ими потчевали близких и знакомых, а также несли их в церкви и храмы, чтобы священнослужители раздали лакомства бедным и малоимущим. 14 числа собирают мак, поэтому Спас имеет второе название - Маковый. Маковеем его назвали с наступлением православной религии; название созвучно памяти святых Маккавеев, погибших смертью мучеников.

Вам также понравится — Звездопады в августе 2018 года

Яблочный Спас в 2018 году

Второй Спас приурочен к 19 августа. В этот день в церквях и храмах проходят службы, посвященные Преображению Господню. Именно в этот день Иисус Христос показал своим ученикам силу и величие Господа, преобразившись после вознесения ими молитв. Ученикам он предстал в белых сияющих одеждах и повелел никому не рассказывать о случившимся. Ученики Христа уверовали в истинную силу Всевышнего, когда услышали глас, возвещавший, что Иисус является сыном Господа.

Во время праздника в народе начинают готовиться к осени, прощаясь с теплыми летними деньками. В это время собирают первый урожай яблок, которые также несут в церковь на освещение. Яблоки обладают силой исцеления и омоложения, поэтому первые освещенные фрукты подносят больным. Их кушают женщины, мечтающие оставаться красивыми и произвести на свет здоровое потомство. Во время поста готовили множество блюд, содержащих яблоки, делали заготовки на зиму и проводили ритуалы на привлечение любви, используя эти фрукты.

Ореховый Спас в 2018 году

Во время третьего Спаса, который проходит 29 августа, происходит окончательная смена времен года, и наступает осень. Этот праздник следует за Успением Богородицы, который отмечается накануне, и в этот день верующие возносят молитвы Высшим Силам, прося благословения на сбор урожая и благополучия в семьях.

Ореховый спас открывает сезон сбора орехов, а также является завершением сбора зерновых культур. С этого дня в прежние времена начинали засеивать свободные от урожая поля, чтобы к весне получить первые всходы. Второе название праздника - Хлебный Спас. Именно в этот день выпекали первый хлеб из нового зерна, кормили им домочадцев, а также домашних животных. Такой обряд совершали для плодовитости скота, чтобы в зиму и к весне получить от них хороший приплод. Лошадей кормили выпечкой для того, чтобы они набрались сил к пахоте и не подвели хозяев при посадке хлебов.

В августе отмечается множество народных праздников, каждый из которых приурочен не только к сбору урожая, но и помогает узнать, какой будет погода осенью и зимой. Кроме того, в этом месяце будет много церковных праздников, во время которых каждый может помолиться Небесам, чтобы обрести удачу и противостоять злу.

Post Views: 11

В августе испокон веков считались очень важными событиями. Давайте разберемся, как называются праздники, рассмотрим их особенности, а также кушанья, которые готовят в эти дни.

Названия

Все православные Спасы в августе, помимо народных, имеют еще и церковные названия. Медовый - это Празднество Всемилостивого Спасителя, Яблочный - Празднество Преображения Господня, Ореховый - Празднество перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Все три Спаса в августе имеют свои неповторимые традиции. Также есть блюда, которые принято готовить для праздничного стола.

Медовый

Первый Спас в августе - медовый. Он отмечается 14 августа. По поверью наших предков, до этого дня пчелы собирают неправильный мед. Именно поэтому данный продукт можно было употреблять только после Спаса. Мед, освещенный в церкви во время праздника, считался особенно полезным. В этот день даже существовали приятные традиции. Например, было принято печь различные сладости на меду, а также дарить друг другу баночки с медом. В день Спаса нужно приносить мед в церковь, отдавать его просящим подаяния, детям и старикам. Мало кто знает, что в этот праздник чествовали еще мак и воду. А почему так? Все дело в том, что мак окончательно созревает именно к этому празднику. Поэтому сей продукт также освящался во время медового Спаса. А на праздничном столе в этот день присутствовали всевозможные угощения с маком. Какие только блюда в праздник не готовили из мака - булочки, салаты, сочиво. Недаром все-таки еще одно название этого праздника - Маковейник. Кстати, по народным поверьям, в этот день можно было изготовить оберег под названием «Маковейчик».

Еще четырнадцатого августа священники устраивают малое водосвятие. Именно традиция освящать в этот день воду и водоемы дала третье название празднику - Мокрый Спас. Считалось, что даже роса 14 августа способна дарить духовные и физические силы и смывать грехи, а также усталость. В этот день принято было купаться в различных водоемах. После этого купаться было нельзя, так как вода начинала остывать и цвести.

А что можно приготовить вкусного на Медовый Спас в августе? Давайте для примера рассмотрим один хороший рецепт.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты:

  • маргарин - 50 граммов;
  • сахар - 150 граммов;
  • корица - 2 грамма;
  • мед - 250 граммов;
  • вода - 100-150 граммов.

Приготовление:

  1. Мед, сахар и воду смешать и прокипятить.
  2. Полученную массу ставим остывать.
  3. Из просеянной муки делаем воронку и в середину выливаем остывший сироп, масло, корицу, соду и замешиваем тесто.
  4. Раскатываем из теста круглые лепешки, протыкаем их ножом и ставим в не очень горячую духовку на 30-40 минут.

Август: Яблочный Спас

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. До этого праздника есть яблоки или блюда из них нельзя было. Существовало даже такое поверье, что у родителей, съевших яблоко до Спаса, дети в раю будут лишены всяческих лакомств. Правда это или нет, но люди придерживались такой традиции. Поэтому для любого родителя съесть яблоко до того, как наступит считалось страшным грехом. Потому что они думали о своих детях, хотели, чтобы у них было все хорошо, даже в раю.

Что еще происходило на Спас в августе? Близким и родственникам в этот день дарили сувенирные яблоки из дерева или металла, а также различные картинки с этими плодами. Для того чтобы собрать фрукты в праздник, приходилось вставать на рассвете. Затем яблоки следовало отнести в церковь для освящения. Примечательно также, что, прежде чем самостоятельно попробовать хоть один плод, нужно было сначала кого-нибудь угостить - в первую очередь, конечно же, детей и нищих.

На столе в этот день было изобилие блюд из яблок. Это были и пироги, и компоты, и варенья. Кстати, в этот день на столе также можно было увидеть и груши, они тоже освящались в Спас.

Еще одной незыблемой традицией стали вечерние прогулки, которые желательно совершать на закате. Смысл их заключается в прощании с летом и встрече осени. Считается, что, наблюдая за заходом солнца, вы благодарите природу за ее дары. При такой прогулке приветствуется пение. В прочем, если эта традиция не для вас, то просто разговор с солнцем тоже будет уместен.

Давайте для примера рассмотрим рецепт выпечки, которую принято готовить на

Пирог «Боярская шапка»

Ингредиенты:

  • кислые яблоки - 4-5 штук;
  • яйца - 3 штуки;
  • сахар - 1 стакан;
  • маргарин (сливочное масло) - 200 граммов;
  • мука - 2,5 стакана.

Приготовление:

  1. Измельчить маргарин с мукой.
  2. 1/3 стакана сахара растереть с желтками.
  3. Замесить тесто.
  4. Из теста сделать шар и от него отделить небольшой кусочек размером с грецкий орех.
  5. На форму, смазанную маслом, насыпаем сухари.
  6. Выкладываем тесто в нее так, чтобы из него получилась «шапка».
  7. Яблоки чистим, удаляем сердцевину и трем на терке.
  8. Белки взбиваем с оставшимся сахаром.
  9. Отделенный кусочек тесто трем на терке.
  10. Яблоки выкладываем на дно «шапки».
  11. Затем заливаем сливками.
  12. Сверху добавляем натертое тесто.
  13. Края пирога загибаем и запекаем его в горячей духовке.

Ореховый Спас

Как вы помните, три Спаса в августе. Два мы уже детально описали, рассмотрели, что готовят на эти торжества. А какой же третий Спас в августе? Ореховый. Он празднуется 29 августа. Первый урожай орехов принято освящать в церкви. Хоть этот Спас и считался самым важным из всех трех, праздновать его было не принято. Связано это прежде всего с тем, что в этот период убирали хлеб и готовили ниву к озимым посевам. В общем, праздновать было просто некогда. Кстати, второе название орехового Спаса - Хлебный. Именно в этот день можно было испечь первый каравай из новой муки. Хлеб также было принято освящать. В этот день наши предки пекли изделия мучные для нищих и угощали всех орехами.

Если вы хотите в этот день порадовать родных людей подарками, то можно преподнести орехи, выпечку, сделанную своими руками, или холщовое полотенце. Нельзя не упомянуть о том, что третье название этого Спаса - Холщовый. Связано это с легендой о том, что когда-то очень давно к Христу от князя Эдесского пришел художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, для того чтобы его изображение помогло вылечить князя. Художнику никак не удавалось передать лик Иисуса. Тогда Христос умылся и вытерся холстиной, и на ней чудесным образом появились его черты. Ткань помогла вылечить князя. Холст стал реликвией и хранился в Эдессе, а затем в Константинополе. Это событие произошло 29 августа по новому стилю, поэтому Спас во всем мире и празднуется в этот день православными христианами.

Давайте рассмотрим хорошее блюдо, которое подойдет для Орехового Спаса.

Икра из хлеба и чеснока

Ингредиенты:

  • маслины - 10 штук;
  • грецкие орехи - 20 штук;
  • чеснок - 3 головки;
  • растительное масло - 3 столовые ложки;
  • пшеничный хлеб - 200 граммов;
  • соль.

Приготовление:

  1. Растираем соль и чеснок.
  2. К полученной массе добавляем измельченные грецкие орехи.
  3. Снова все растираем.
  4. Ломтики хлеба замачиваем в воде, затем отжимаем.
  5. Смешиваем хлеб с орехово-чесночной массой.
  6. Полученную массу взбиваем, подливая растительное масло.
  7. В получившуюся «кашу» добавляем лимонный сок.
  8. Украсить блюдо нужно маслинами, после чего его можно подавать на стол.

Заключение

Теперь вы знаете, какие Спасы в августе. Надеемся, что наша статья поможет вам правильно подготовиться к ним. А также вы сможете по всем правилам отметить праздники Спаса в августе.