Можно ли новорожденному ребенку давать пить воду? Когда, сколько и нужно ли гулять с новорожденным? Полезные советы и рекомендации Визит не должен быть утомительным.

Всех без исключения молодых мамочек интересует можно ли новорожденным давать воду и надо ли это делать. Мнение педиатров и советы старшего поколения обычно не совпадают. Бабушки утверждают, что поили своих деток водой уже в первые дни жизни малыша, а современные медики рекомендуют обходиться без нее.

Что же делать молодой мамочке, чтобы найти правильное решение? Рассмотрим, нужна ли младенцу вода, и чем объясняется отказ от ее введения в рацион новорожденного.

Ключевым моментом здесь становится тип вскармливания грудничка.

Нужна ли вода новорожденным при грудном вскармливании

Педиатры считают, что грудное вскармливание новорожденного покрывает потребность его организма в жидкости. Объясняется это тем, что на 85% грудное молоко состоит из воды, а остальное – необходимые питательные элементы. Такое процентное соотношение покрывает питьевую потребность малыша.

Однако некоторым мамам кажется, что ребенок нуждается в дополнительном питье, особенно в жару. Здесь стоит учитывать, что выпитая вода вызовет у крохи чувство насыщения, и он выпьет меньше молока. Следовательно, малыш получит меньше витаминов и микроэлементов.

Причем до введения прикорма такая ситуация может спровоцировать уменьшение лактации, так как малыш не будет высасывать все молоко из груди. Особое значение имеют ночные кормления, ввиду того, что гормон выработки молока активнее синтезируется в ночное время.

Кроме того, есть риск нарушить баланс бактерий в кишечнике малыша. Природой заложено, что мамино молоко идеально подходит для формирования здоровой микрофлоры, а все остальное может поколебать естественный баланс и вызывает риск появления дисбактериоза у младенца.

Еще один существенный минус – ребенок может отказаться от груди. Чаще всего водичкой поят из бутылочки с соской, которую сосать значительно легче, чем грудь. Из-за этого малыш может отдать предпочтение именно такому способу кормления.

Водичку новорожденному, находящемуся на ГВ, можно давать, только когда у него жар или понос. Также допустимо поить грудного ребенка водой с отваром укропа или фенхеля при коликах. Это поспособствует отхождению газов у малыша.

Допаивание младенцев, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании

Малыши на искусственном вскармливании, получают внушительный объем белка, а значит вода им нужна. Когда идет расчёт количества для кормления смесью, вода не засчитывается как еда. При смешанном кормлении вода ребенку также необходима.

Норма воды для дитя в возрасте 1 месяца на смешанном или искусственном вскармливании – до 200 мл в сутки. Если кроха пьет неохотно, значит ее ничего не беспокоит, и вода не требуется.

Какая вода подходит новорожденным

Вода грудничкам предпочтительнее специальная. В аптеках можно найти особую восстановленную водичку для младенцев. На бутылочке в обязательном порядке указан возраст, для которого она предназначена. Если нет возможности купить бутилированную водичку, подойдет и обычная вода. Но стоит помнить, что ребенка можнопоить только кипяченой водой.

Самая полезная – талая вода. Рецепт ее прост: нужно обычную воду налить в емкость и поставить на лист картона в морозильную камеру. Спустя некоторое время, после замерзания воды, миску достают и дают оттаять при комнатной температуре.

Лучшая температура воды для допаивания грудничков – 22-25°С.

Как давать грудничку воду

Оптимально поить грудничка с ложечки. Так можно контролировать количество выпитой воды и в случае ГВ кроха не приучится пить через соску.

Ребенку, получающему грудное молочко, воду давать можно исключительно после прикладывания к груди, иначе желудок наполнится, и малыш не съест желательный объем молока. Решать сколько воды нужно давать грудничку в день нужно родителям. В норме младенец до 2 месяцев выпивает 10-30 мл водички в день.

При ИВ водичку стоит предлагать крохе в промежутках между кормлениями, при условии, что ребенок не демонстрирует признаки беспокойства.

Однако, если родители видят симптомы обезвоживания организма, малыша нужно обязательно напоить. О недостатке воды сигналят следующие признаки:

  • ребенок становится непривычно вялым или капризным;
  • малыш очень редко моргает;
  • кожные покровы бледнеют, возникают шелушения, сухость;
  • язычок также становится сухим;
  • мочеиспускание происходит редко, а моча становится темной и с резковатым запахом;
  • появляются запоры;
  • родничок у новорожденных начинает западать;
  • когда ребенку предлагают пить, он с жадностью хватает соску (ложку, поильник).

Основное правило - не ставить экспериментов над младенцем особенно в первые месяцы жизни. Вода необходима в организме ребенка, но родителям нужно контролировать ее поступление и следовать рекомендациям специалистов.

Как советует доктор Комаровский Е.О. в статье «Детский вопрос: пить или не пить»: “Здорового ребенка не имеет смысла заставлять пить воду… Ваше дело предлагать, а пить или не пить – ребенок решит сам”.

Дети – это, несомненно, большая радость и счастье. Однако немаловажен уход за новорожденным - что можно и что нельзя делать с новорожденным. Здоровье грудничков – предмет забот и волнений родителей. В уходе за новрожденными есть свои немаловажные нюансы.

Кстати, новорожденным называют ребенка первые сорок дней его жизни. Нередко молодые родители мало понимают, что нужно делать с малышом. Что можно делать с новорожденным? Конечно, любить и заботиться о нем. Список того, что нельзя делать более длинный.

1. Нельзя кормить новорожденного до того, как выйдет меконий (первые фекалии), предположительно спустя сутки.

2. Качать малыша на руках или в люльке.

3. Одевать младенца в шелковую одежду, т.к. она мешает прохождению воздуха. Нужно чтобы воздух беспрепятственно вентилировался сквозь одежду до тела, а пары выходили наружу.

4. Держать новорожденного на солнечном свете первые пару-тройку недель. Кроватку малыша следует все время затемнять, потому что свет беспокоит ребенка и может вызвать глазные заболевания.

5. После того как ребенок поел запрещается класть его на левый бок. Класть нужно исключительно на правый бок, потому что у грудничков печень занимает почти 50% полости живота. Печень будет давить на заполненный желудок и это будет провоцировать беспокойство у ребенка, рвоту и отрыжку, если ребенок лежит на левом боку.

6. Держать грудного ребенка все время только на какой-то одной руке. Из-за этого у ребенка только одна ручка будет свободна в движениях, и она будет развиваться лучше.

7. Вынуждать малыша ходить раньше положенного срока, потому что это может способствовать искривлению неокрепших ножек.

8. Подталкивать слишком рано учить чересчур большое количество новых слов, т. к. это может оставить след в развитии нервной системы и речи малыша.

9. Позволять ребенку, даже грудному бить маму или того, кто его держит по лицу. Нельзя сопровождать удар смехом, потому что это поощряет малыша ударять снова.

10. Разрешать сосание соски или своих пальчиков, потому что это приведет к изменению формы губ и неверному росту зубов (выдающиеся вперед зубы).

11. Часто практикуется приучение детей с грудничкового возраста к спиртным напиткам. Есть мнение, что маленьким деткам небольшое количество алкоголя не принесет вреда. Это может превратиться в пристрастие к спиртному в будущем.

Возможно вам также понравится:


Купание ребенка с кругом на шее, с какого возраста — плюсы и минусы
Что можно и нельзя кушать 3–4 месячному ребенку
Что можно и нельзя кушать 5–6 месячному ребенку на искусственном вскармливании
Что можно и нельзя кушать 9–10–11 месячному ребенку

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Организм маленького ребёнка сразу после рождения продолжает формироваться, вот почему для него так важно грудное вскармливание. Когда разговор заходит о допаивании, большинство педиатров считают, что это лишнее, так как грудное молоко и так содержит до 86 % воды. Споры на эту тему не заканчиваются, а родители так и остаются в неведении, можно ли новорожденному давать пить воду. Особенно это касается жаркой погоды, когда налицо эта важная потребность. Ниже мы разберемся в этом вопросе подробно.

Известно, что организм человек более чем на 97% состоит из воды и роль её крайне важна – от количества воды зависит нормальный обмен веществ, она помогает выводить вредные вещества, обезвоживание почти всегда означает гибель живого существа. Как же без неё может обходиться новорождённый ребёнок?

В этом вопросе доктора Всемирной Организации Здравоохранения занимают твёрдую отрицательную позицию, утверждая, что до месяца грудничка категорически нельзя допаивать водой. Это связано с особенностями его организма на этом этапе жизни, и может вызвать необратимые нарушения работы внутренних органов и систем. Приводится целый список проблем, которые могут быть спровоцированы водой:

  1. Прежде всего, это неполноценное питание – заполненный водой ещё совсем маленький желудок даёт ложное чувство насыщения, в то время как, по сути, ребёнок голоден. Получается, что он может недополучать действительно важное питание в виде маминого молока.
  2. Поение водой постепенно приводит к тому, что новорождённый перестаёт сосать грудь, так как это намного сложнее. В результате молоко в груди матери вырабатывается хуже и в меньшем количестве. Если родители дают малышу воду в ночное время, днём ему может не хватить питательной еды из-за отсутствия стимуляции молочных желез ночью.
  3. В некоторых случаях привыкание к бутылочке может довести до полного отказа грудничка от сосания груди.
  4. Поскольку у новорождённого идёт интенсивное развитие мочевыделительной системы и, в частности почек, нагрузка в виде воды вредна для этого парного органа.
  5. Кишечник новорождённого, фактически, стерилен и заселение его полезными молочными культурами осуществляется именно при питании младенца грудным молоком. Вода, если давать её малышу систематически, может привести к изменению кишечной микросреды и даже дисбактериозу. Это, в свою очередь, чревато для ребёнка расстройством пищеварения и опорожнения кишечника.

По этим серьёзным причинам не рекомендуется давать грудничку воду до тех пор, пока он не сможет вести подвижную жизнь, в связи с чем начнут активно работать потовые железы. А это примерно полтора или два месяца. Именно с этого возраста необходимо допаивать малыша водой.

Нужно ли допаивать водой ребенка при грудном вскармливании: видео

Аргументы в пользу воды противников ВОЗ

Это особое мнение людей, твёрдо верящих, что вода новорождённому необходима.

Они представляют свои доказательства:

  • Поскольку в составе молока матери также есть соли и минералы, вода не может быть вредна грудничку.
  • Вода способна очищать организм от токсинов, патогенных организмов и продуктов распада, она необходима при лечении ребёнка, для растворения фармакологических препаратов.
  • Послеродовая желтуха у новорождённых может быть устранена с помощью выпаивания водой.
  • Без воды у ребёнка может наблюдаться дегидратация, то есть обезвоживание организма из-за нарушения водного баланса.
  • Когда у ребёнка жажда, ему нужно давать воду, ведь молоко – еда.
  • При сухих климатических условиях и высокой температуре воздуха вода является необходимой для грудничка.
  • Ребёнка можно успокоить, дав ему бутылочку с водой.

Эти доказательства не совсем состоятельны. Если брать состав грудного молока, то, в нём присутствуют соли и полезные минералы, способные поддерживать нормальный водный баланс. Для почечной системы эти соли содержатся в минимальном количестве и не могут навредить, в отличие от воды. С другой стороны, лекарства прекрасно растворяются и в молоке, а усваиваются гораздо лучше.

Что касается желтухи у младенцев, повышенный билирубин прекрасно растворяется в жирах молока, а не в воде, а соответственно, быстрее выводится из детского организма.

Если ребёнок никак не может успокоиться, лучшим средством является грудь мамы, но можно использовать соску, колыбельную или укачивание. В отношении жажды ребёнка, следует знать, что мамино молоко отлично утоляет жажду, поскольку вода – это его основная составляющая.

В свете таких опровержений, доказательства приверженцев воды для новорождённых детей кажутся нелепыми, в лучшем случае.

Когда родители спрашивают, можно ли новорожденному давать воду пить, исходя из сказанного, логично сделать вывод – до месяца этого лучше не делать, если на это нет указаний доктора.

Что делать, когда у младенца признаки обезвоживания

Однако существуют случаи, когда вода для ребёнка крайне важна. Давать ему питьё можно, только согласовав свои действия с детским врачом.

Показаниями к этому служат следующие состояния малыша:

  • Повышенная температура у новорождённого;
  • Расстройства кишечника – затруднённое опорожнение кишечника или понос;
  • Когда ребёнок начинает сильно потеть;
  • Если у малыша явные симптомы дефицита воды – западает родничок, ребёнок вялый, у него не блестят глазки, кожа губ сухая;
  • Цвет мочи у младенца тёмный, и он редко ходит по-маленькому – не более 7 раз за день.

На втором месяце и позже детям, находящимся на искусственном вскармливании, обязательно нужна вода. Если малыш на прикорме, добавлять в его рацион воду нужно обязательно.

Употребление воды детьми до одного года

Давать ребёнку воду нужно очень осторожно – во-первых, она должна быть качественная, во-вторых, младенцу на каждом месяце требуется определённое количество жидкости, и родителям это нужно знать:

  • С 1 до 3 месяцев ребёнок должен употреблять не больше 10-30 мл в 24 часа;
  • От 4 до 6 месяцев – до 50 мл;
  • С 7 до 12 месяцев – не более 100 мл.

В три года количество воды в сутки может достигать 300 мл.

Если грудничок полностью здоров, лучшее время для начала допаивания, это время прикорма. Однако организм малыша не сразу привыкнет к употреблению воды. Его организм будет адаптироваться к этой новой жидкости около полутора месяцев, а иногда и больше.

Детям противопоказано давать:

  1. Воду с газами;
  2. Водопроводную воду;
  3. Прокипячённую воду.

Максимально приемлемое решение – свежая вода в бутылках с минимальным количеством минералов и солей. Такую бутилированную жидкость лучше приобретать в аптеках, предварительно ознакомившись с составом.

Кипячёная водопроводная вода не подходит для маленького ребёнка, так как она содержит большое количество солей, микроэлементов, а порою и патогенные организмы. Даже в кипячёном состоянии она может стать причиной аллергических высыпаний, зуда и отёков у младенца. Поэтому использовать её можно только в самых крайних ситуациях.

Организм младенца чрезвычайно уязвим, поэтому такая мера, как допаивание, должна осуществляться при учёте всех требований к качеству воды и её количеству. Но родителям важно знать и некоторые тонкости, которые помогут избежать ошибок при уходе за ребёнком и его кормлении:

  • Если ребёнок, находящийся на питании молочными смесями или на прикорме, не хочет пить воду, можно для начала разбавить в ней немного компота из сушёного изюма или кураги;
  • Перед принятием пищи малыша не следует поить, так его желудок будет заполнен, и ребёнок не захочет есть, тем самым, лишая себя питательных веществ;
  • Если в комнате жарко, необязательно сразу предлагать младенцу питьё – можно протереть кожу крохи влажными салфетками или тканью, на будущее лучше приобрести водяной фонтанчик, который будет прекрасно увлажнять воздух в детской;
  • Никогда не следует заставлять малыша пить, если он этого не хочет;
  • Выбирая воду, не надо покупать минералку – это слишком тяжёлая жидкость для маленького ребёнка. Итогом приёма такой воды может стать избыточная нагрузка на почечную систему;
  • Воду лучше предлагать из бутылочки или с ложки, хорошо, если бутылочка будет оснащена специальным регулятором, дозирующим порции, ведь излишняя жидкость может принести вред.

Выясняя, можно ли новорожденному давать воду пить, родители должны сами понимать, что вредно и полезно их ребёнку. И основывать своё решение, изучив все стороны допаивания, как положительные, так и отрицательные. Ведь на кону жизнь и здоровье маленького человека

Оказалась полезной статья «Можно ли новорожденному давать пить воду при грудном вскармливании?»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять

Рождение ребенка кардинальным образом меняет жизнь семьи, и в первую очередь, конечно, ограничивает свободу мамы. Это вовсе не означает, что нужно все время сидеть дома или гулять с новорожденным только возле него, но есть места, куда мамам с грудничками ходить крайне нежелательно.

— неотъемлемая часть ухода и воспитания. Родители делятся на две категории. Кто-то перестраховывается, изолируя малыша от всего “постороннего” общения, а кто-то практически не меняет свой образ жизни: “Ребенок везде может быть с нами, пусть расширяет свой кругозор и привыкает к окружающему миру!” На самом деле разумной маме стоит поискать золотую середину.

Первые два месяца после рождения — стандартный срок “младенческого карантина”. До этого возраста педиатры рекомендуют воздерживаться от походов в людные места, так как иммунная система маленького организма еще слишком уязвима и легко.

Также режим повышенной осторожности следует соблюдать в период “вокруг” прививок - несколько дней до и — неделя — после . И конечно, во время эпидемий гриппа и ОРВИ.

Кинотеатр

Очевидная вещь: крайне нежелательно ходить с малышом туда, где шумно и многолюдно, не говоря уже о тех местах, где накурено. Молодые мамы и папы, берущие с собой несмышленых грудничков на киносеанс, оказывают детям плохую услу­гу: шум или громкая музыка плохо действует на нервную систему ребенка.

Салон красоты

Не лучший (хотя достаточно распространенный) вариант - брать грудничка с собой в парикмахерскую (на маникюр): может быть, в соседнем кресле мастер будет делать химическую завивку, окрашивание, использовать какое-то средство с резким запахом - все эти испарения крайне нежелательны для крохи.

Стадион

Бывают и такие родители, которые могут взять новорожденного с собой на стадион: “А что такого, там свежий воздух, она в слинге спокойно провел время”. Но стадион является местом потенциальной опасности, большого скопления людей и достаточно высокого уровня шума, так что рисковать не стоит - с точки зрения здравого смысла, лучше посмотреть матч по телевизору.

Концерты и театры

Диско-бары, музыкальные концерты - тоже не место для грудничка. И конечно, чтобы сходить в театр, лучше всего найти кого-то, с кем можно оставить малыша на несколько часов (бабушка, няня): детка не даст насладиться спектаклем ни вам, ни вашим соседям.

Каким образом необходимо организовывать прогулки? Как часто и долго нужно гулять? Как одевать ребенка для прогулки? Отвечает доктор Комаровский