В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.
Что умеет ребенок в 1 месяц
От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.
Что умеет ребенок в 2 месяца
Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.
Что умеет ребенок в 3 месяца
Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным - смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.
Что умеет ребенок в 4 месяца
Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами - бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален - у него может часто меняться настроение.
Что умеет ребенок в 7 месяцев
Начинается «период непоседы» - ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.
Что умеет ребенок в 8 месяцев
Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».
Что умеет ребенок в 11 месяцев
В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) - он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.
Также вы можете узнать основные правилаМалышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Малыш 12 месяцев. Фото - фотобанк Лори
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.
Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
- Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Что нового в психическом развитии:
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
- Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
- Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
- Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
Тест на развитие детей в 12 месяцев:
- Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
- Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
- Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.
Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео
Режим – сон и питание
Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.
Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)
Как помочь малышу развиваться
- Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
- Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
- Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
- Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
- Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
- Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
- Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
- Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
- Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.
Читаем статью
Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.
К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.
Зрение новорожденного
У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.
Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).
Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.
- Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
- Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
- Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
- Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
- Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.
Зрение в 1 месяц
Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.
Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:
- поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
- держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
- хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.
Зрение в 2 месяца
Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.
- Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
- Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
- Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
- Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.
Зрение в 3 месяца
Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.
- Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
- Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
- В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.
Зрение в 4 месяца
У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.
- Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
- Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
- Продолжать играть в прятки.
- Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).
Зрение в 5-7 месяцев
Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.
- Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
- Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
- Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.
Зрение в 8-12 месяцев
У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.
- Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
- Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
- Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.
В этой статье:
Прошли роды, малыш появился на свет. Теперь начинается новый этап его развития. До 1 года кроху принято называть грудничком. Он сейчас полностью зависит от родителей, питается только материнским молоком. Хотя начиная с 6-го месяца мы будем вводить ему прикорм . А к концу 12 месяцев кроху нужно будет переводить на новый режим питания.
За первый год происходит огромный скачок развития ребенка. Из беспомощного кулечка он становится вполне активным малышом со своим собственным характером. Правильное развитие ему обеспечивают родители. Обязательно посещайте врача, проводите контрольные взвешивания, сдавайте необходимые анализы.
Нормы развития
В этот период важно каждый месяц отслеживать главные показатели физического развития крохи:
Практически все это родители могут измерять и наблюдать дома. Вам понадобятся специальные весы для малышей, метровая лента для измерения окружностей тела и роста. О том, что у крохи режутся зубки, он вам сам «скажет». Обычно этот процесс сопровождается болезненными ощущениями, температурой. Хотя, бывает, первые 3-4 зубика прорезываются вообще безболезненно.
У ребенка появляются и пропадают некоторые рефлексы. За этим будет следить врач и медицинская сестра. Сначала они будут посещать вас 1-2 раза в неделю, а затем вы сами будете приезжать на контроль.
Безусловные рефлексы грудничков должны появляться и исчезать вовремя . Если этого не происходит, значит, существует какая-то проблема.
Развитие идет очень интенсивно. Все начинается с того дня, как кроха появился на свет. Его легкие раскрываются. Он первый раз дышит воздухом, и это самый первый раз, когда его кровь и органы насыщаются кислородом из воздуха.
От 0 до 1 месяца
Он только-только появился на свет. Кроха много спит, кушает, плачет. Он чувствует себя в безопасности рядом с матерью. Этот период довольно тяжелый для родителей. Режим малыша строгий: каждые 2-3 часа нужно покушать. Кажется, что он совершенно беспомощный, но это не совсем так. Кроха наблюдает, слушает, учится распознавать людей по голосу. Для ребенка это первая возможность познавать мир вокруг.
Первый месяц
Теперь малыш заметно подрос, его рост составляет уже от 53 см до 55 см. Кушает он исключительно материнское молоко, но теперь ночью может делать промежуток между кормлениями в 4 часа. Развитие идет полным ходом. Он начинает держать головку, хоть и
всего на 5-10 секунд. Шейные мышцы еще слабые, но он постоянно тренируется.
В это время проявляются основные рефлексы . Например, рефлекс сосания. Благодаря этому бессознательному действию кроха имеет возможность питаться. Его все больше интересуют предметы вокруг. Повесьте погремушки и другие игрушки над его люлькой. Такие предметы будут привлекать его внимание и развивать зрение.
2 месяца
Рост вашего крохи уже достигает 56-60 см, а его вес доходит до показателя 5,3 кг. Теперь крошка уверенно держит головку 1-2 минуты. Его привлекают предметы вокруг, особенно яркие. Ребенок может переворачиваться, начинает делать разные движения руками и ногами. Кстати, он уже узнает маму и папу, оживляется при их появлении.
Второй месяц - активное развитие слуха у ребенка. Сейчас побольше говорите с ним, пойте песенки, читайте сказки. Он уже знает мамин голос, научился поворачиваться, когда слышит его. Громкие звуки пугают его, а негромкие могут заинтересовать. Малыш поворачивает головку в сторону источника звука.
3 месяца
Вот уже прошло 3 месяца – контрольные замеры показывают 59-62 см роста и вес до 6,3 кг. Ваш кроха становится все больше. Ему все время приходится покупать новые вещи, ведь он вырастает из старых очень быстро. Теперь он может держать головку 5-6 минут . Взгляд становится более осмысленным.
Ребенку нужно показывать разные предметы – медленно проносите их перед его глазами. Сейчас ему все интересно, и особенно - яркое, блестящее. Он уже проявляет интерес к игрушкам, трогает их, бросает. Но взять рукой еще не может, ведь мелкая моторика только-только начинает развитие.
Сейчас крошка произнесет первый звук: что-то тихое, но уже не крик и не всхлип. Это может быть какое-нибудь «агу». Для вас и для ребенка это значимое событие.
К третьему месяцу кроха уже показывает вам свои эмоции . Он может даже начать улыбаться, радоваться, вскрикивать. Родители могут делать малышу массаж, чтобы помочь ему почувствовать все части тела, научиться ими управлять. Начинается активное физическое развитие – теперь кроха будет быстрее прибавлять в росте.
4 месяца
Рост достигает уже 62-66 см, а вес увеличивается до 7,0 кг. Кроха с радостью играет, переворачивается со спинки на животик. Может положить большой пальчик ноги себе в рот. Не стоит переживать – такими упражнениями он себе не навредит. Все суставы очень гибкие, а крохе интересно узнать возможности собственного тела.
С 4-го месяца начинается развитие мелкой моторики. Для ребенка теперь не проблема взять предмет всей ладошкой. Отдельными пальчиками управляться он все еще не может, а вот всеми пятью сразу - легко. Стимулируйте этот интерес, давайте ему подержать небольшие предметы. Он все более активен в исследовании мира вокруг. Носите ребенка по комнате, подносите к зеркалу.
На 4-5 месяцах есть вероятность отказа от молока, лактационный кризис . Если это происходит с вашим малышом, нужно проконсультироваться у педиатра. Возможно, придется переходить на смесь.
5 месяцев
Рост ребенка уже 64-68 см, а вес составляет примерно 7,8 кг. Физическое развитие выходит на новый этап: крошка учится сидеть. Такое положение для него удобное и приятное. Это промежуточная стадия, которая приведет к тому, что он сможет вставать на ножки. Сейчас
активизирует мозг – кроха уже запоминает многие предметы. При появлении соски «показывает», что хочет кушать
. Видит коляску – радостно вскрикивает, ведь она ассоциируется с прогулкой.
Он с интересом относится к новым людям, но не любит, когда они берут его на руки, может сильно испугаться. Лучше всего предложить ему посидеть у мамы на коленях, пока гости с ним общаются. Как только он привыкнет к новому человеку, с радостью будет с ним играть.
6 месяцев
Теперь прирост по месяцам будет меньше, чем раньше, крошка немного затормозит в росте. Сейчас он составляет от 66 см и до 70 см, а вес уже приличный – целых 8,0 кг. Ребенок может уже долго сидеть, садится самостоятельно. Начинается новый период его физических «тренировок»:
малыш встает на четвереньки, даже чуть-чуть ползает. Ему необходимо много впечатлений, ведь начинается активное развитие эмоций, мышления.
В 5 месяцев дети очень открыты и эмоциональны. Конечно, в основном, это позитивные эмоции, и вы часто слышите громкий смех малыша. Дети с восторгом реагируют на что-то новое: игрушки, фокусы. Сейчас ребенок будет пытаться произносить все больше звуков . Вы даже услышите первое «ма-ма» или «па-па». Такие слова, состоящие из одинаковых слогов, проще всего запомнить и произнести.
7 месяцев
Теперь рост составляет 68-71 см. Ребенок прибавил в весе, но незначительно – максимум до 8,9 кг. Он сидит, ползает, встает на четвереньки. Уже скоро он сделает свой первый шаг . Играть с крохой становится интереснее. Сейчас пора менять его рацион, ведь первые зубки уже появились.
Развитие ЖКТ стимулирует его потребность в более твердой пище. Педиатры
советуют давать ребенку в этом возрасте по ложечке фруктового пюре или сока. Смешивайте их с водой или жидкой кашкой.
Сейчас уже можно предложить вашему крохе лист бумаги и карандаши . Рисование занимает его на 10-15 минут. Конечно, пока это только линии, но и они важны. Кроме того, с помощью цветных карандашей можно учить цвета, фигурки.
С 7 месяцев можно водить ребенка в бассейн – такие походы вместе с мамой ему очень нравятся. А еще помогают развиваться и благотворно сказываются на работе нервной системы.
8 месяцев
Сейчас рост малыша от макушки до пяточек уже 70-72 см, а вес составляет 8,4-9,4 кг. Тут впервые можно заметить, как ребенок встает, держась за бортик кроватки. Остается совсем немного до первых самостоятельных шагов. Хотя некоторые дети уже к 8-9 месяцу могут встать на ножки без поддержки.
Прогулки на улице старайтесь делать продолжительными. Полезно гулять в хорошую погоду 2-3 раза в день.
Крошка уже может произносить простые слова. Он понимает гораздо лучше, чем говорит, уже точно знает названия многих домашних предметов.
9 месяцев
Прибавка в росте небольшая – сейчас он составляет 71-73 см. Вес доходит до отметки в 10 кг. Развитие крошки по месяцам идет по-прежнему стремительно, он меняется с каждой прожитой неделей. В 9 месяцев ножки крепнут – стоять становится проще. Кто-то начинает ходить с поддержкой, а для кого-то еще может быть рано. Родителям необходимо помнить, что дети развиваются индивидуально. Существует общий график, но небольшое отставание не играет роли.
Психологи советуют больше разговаривать с ребенком – это стимулирует речь. Сейчас начнется период, когда речь станет вашей основной задачей. К 1 годику уже нужно будет уверенно произносить некоторые простые слова. Тут лучше всего помогают родители: ваша правильная речь становится эталоном.
10 месяцев
Рост малыша до 74 см, а прибавка в весе незначительная – всего-то 0,4-0,5 кг за прошлый месяц. Активнее вводите новые прикормки:
С цитрусовыми соками нужно быть осторожнее: на них может быть аллергия . У ребенка просыпается интерес к новой пище.
Ему очень хочется попробовать, что же едят родители. Это говорит о быстром развитии психической деятельности. Проявляется мышление, познавательный интерес. Конечно, нельзя делиться всем со своего стола: соленое, копченое, острое, маринованное для ребенка вредно.
11 месяцев
Вот уже вес достигает 10,5 килограммов. Рост может измениться всего на пару сантиметров. В этом возрасте дети могут даже немного потерять в весе. Это связано с активными движениями. Крошка уже легко садится, встает, перекатывается. Его все живо интересует. Давайте малышу побольше самостоятельности. Например, научите его держать ложку, играть с машинками… Это даст маме небольшой отдых.
12 месяцев
Прошел целый год. Теперь рост и прибавка в весе не будут настолько очевидными для родителей. Организм медленно перестраивается, начиная функционировать уже как взрослый . Ребенок переходит на более твердую пищу. У него уже появилась все зубки или готовятся прорезаться последние.
В 1 годик можно начинать применять методики раннего развития. Все они основаны на игровом подходе, соответствующем такому возрасту ребенка. Игра - его любимое занятие. С 12 месяцев начинается все самое интересное: ваш кроха взрослеет, говорит все активнее. Его лепет отражает эмоции: воодушевление, радость, страх, печаль. Старайтесь больше двигаться с ним:
- поддерживайте при ходьбе;
- танцуйте;
- поднимайте малыша на ручки.
Подумайте о компании для ребенка. Ему нужны друзья, партнеры по играм . Идет развитие личности, а значит, необходимы социальные контакты. Игры с другими детьми помогут ему научиться многим полезным вещам. Например, новым словам.
Физическое, психическое и эмоциональное развитие по месяцам до 2 лет может быть разным для двух малышей одного возраста. Не забывайте, что это очень индивидуальный период. Но после 2 лет дети обычно выравниваются в развитии.