Интеллектуальное развитие по фгос. Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала дошкольника на современном этапе.

С 1 января 2013 года мы работаем по ФГОС. Одной из главных задач ФГОС ДО, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является «Оптимизация интеллектуального развития дошкольников». С 2011 года наш детский сад является областной научно-экспериментальной площадкой по направлению «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников». Поэтому мы в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяем развивающие игры.

4.2.Цели и задачи применения развивающих игр в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

Цель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Задачи : 1. Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей.

  1. Развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация).

3.Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками.

  1. Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форма, цвет, количество, число)

Возможны различные способы классификации развивающих игр по различным критериям. Нами разработана классификация по возрастным группам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Мы много лет используем и работаем с развивающими играми, это …

В младшем дошкольном возрасте используются игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики:

Игры Монтессори (Рамки и вкладыши)

-«Почини коврик»

-«Блоки Дьенеша»

-«Помоги бабочке найти цветочек»

– В среднем дошкольном возрасте игры усложняются к сенсорным эталонам добавляются игры на развитие целостного восприятия, развитие способностей к анализу и синтезу:

-«Сложи узор» (кубики Никитина)

– «Блоки Дьенеша»

-«Танграмм»

В старшем дошкольном возрасте используем игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:

-«Волшебный квадрат» Воскобовича

-«Игровизор»

-«Сложи квадрат»

– «Сложи круг»

-«Геоконт»

– «Танграмм»

– « Цветные Палочки Кюизенера»

– Соты Кайе»

– «Блоки Дьенеша»

Организуя работу по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр в соответствии с ФГОС ДО учитывается принцип интеграции образовательных областей. Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое» развитие.

Первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это ранее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)

Самые первые игры, которые мы используем в работе с детьми младших группах детского сада – это вкладыши и рамки по методу М.Монтессори. Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Почини коврик», «Помоги бабочке найти свой цветочек» и др. Они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а так же для сравнения по цвету, размеру и форме.

Познакомиться с методикой работы с вкладышами можно в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры».

И ещё одна игра, о которой хотелось бы рассказать, это «Цветные палочки Кюизенера».

На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов.

Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине., выкладывают лесенки от большего к меньшему; выполняют такие задания как, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной». «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?». Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Описание этой игры можно найти в пособии Б.Б. Финкельштейна «На золотом крыльце…» Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (Например, с логическими блоками Дьенеша), а так же и самостоятельно.

Начиная со средней группы, знакомим детей с более сложными играми.

Например, игра «Сложи узор». Эта игра способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструктивной работы. Вместе с детьми мы рассматриваем кубики, описываем их, называем цвета, а так же уточняем, что две грани кубиков состоят из треугольников. Первые задания очень простые:

– построить дорожку из 4,5 и т.д. кубиков одного цвета, побеседовав при этом: «Какого они цвета?» (например желтые), «С каким временем года их можно связать?» (С осенью, т.к. в это время много желтых листьев);

Выполняли задание «Походи пальчиками по желтой дорожке», «Сосчитай, сколько на дорожке кубиков и т.д.

– по аналогии знакомились с кубиками красного, белого и синего цвета.

Сначала только с гранями квадратами двух цветов, трех и четырех;

Потом применение кубиков с треугольными гранями.

Дети выкладывают такие фигуры как елочка, грибок, молния, бантик и др. Учим детей выкладывать узор последовательно, начиная с кубиков верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволяет детям быстрее справляться с более трудными заданиями. Усложнение в этой игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Детям предлагается сложить самостоятельно по рисунку узоры из серии «Зоопарк», «Алфавит «, «Цифры», «Предметы». Складывание узоров в виде букв или цифр поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Детям старшего дошкольного возраста предлагается еще одно усложнение в задании – не расчленённое изображение узоров. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку.

Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет фантазию.

Наиболее подробно о методике работы и изготовлений этой игры можно узнать из книги Никитина Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» (стр.35) .

Игры «Сложи квадрат», «Сложи круг» способствуют тренировке в развитии цветоощущения, сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.

Обучение этим играм начинаем со складывания квадрата по квадратной решетке, чтобы ребенку хорошо было видно форму, которую можно получить из разноцветных квадратов, разрезанных на 2,3,4 части. Получая части квадрата, ребенок выполняет несколько видов работ, не одинаковых по содержанию и степени сложности:

– он понимает, что из частей иногда очень разной формы можно сложить квадрат;

– что кусочки квадрата нужно поворачивать на лицевую сторону. Выбрав все одного цвета, при чем, в наборе все квадраты с оттенками основных цветов;

– получает тренировку по мелкой моторике;

– ориентируется во взаиморасположение частей собираемого им квадрата.

Еще одна игра, которую мы используем в работе с детьми по развитию интеллекта и творческих способностей – это «Геоконт». Она, несомненно, привлекает внимание детей и способствует развитию психических процессов

позволяет развивать мелкую моторику . В нашем методическом кабинете имеются авторские образцы этой игры. В группах мы изготовили ее с помощью родителей.

Использование этой игры со схемами в системе, которую предлагает В.В. Воскобович, стимулируется математическое развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и делать простейшие обобщения. В игре «Геоконт» развиваются конструкторские умения, происходит тренировка тонких движений пальцев,. Детям очень нравится задания, которые носят соревновательный характер «Кто быстрее построит треугольник», «Кто найдет спрятанную фигуру», на пространственную ориентировку «Какая фигура находится в правом верхнем углу», игра может носить развлекательный характер, дети очень любят изображать снежинки из разноцветных резинок.

Ознакомление с этой игрой происходит через игру-сказку, предлагаемую В.В. Воскобовичем. Мы знакомим детей с лучом, отрезком, разными видами углов, геометрическими фигурами, которые воспроизводятся на «Геоконте» с помощью разноцветных резиночек.

Еще одна игра В.В. Воскобовича «Волшебный квадрат» или как его дети называют «Веселый квадрат». Эту игру мы вместе с родителями изготавливали по авторским образцам, имеющиеся в методическом кабинете. Его мы используем на занятиях, в самостоятельной деятельности. Методическое пособие автора В.В. Воскобовича позволяет развивать воображение детей, делает занятие более развлекательными. Освоив большинство фигур, предлагаемых автором, создавая свои предметы из квадрата. Они превращают квадрат из большого, в меньший, в самый маленький, в прямоугольник, треугольник, который сравниваем по размеру, считаем углы, изображаем животных (ежика, мышку, летучую мышь)..

Нами изготовлен комплект карточек с изображением изделий из квадрата в цветном варианте. Они позволяют ребенку сделать те фигуры, которые ему нравятся и которые не всегда удаются. Для наглядности мы изготовили еще несколько квадратов большого размера, которые более наглядно демонстрируют последовательность складывания фигур. Детям очень нравиться создавать объемные фигуры из больших квадратов, воображаемые предметы(морская звезда, осьминог).

Хочется рассказать еще об одной игре, которую мы используем в своей работе. Это игра «Танграмм» З.А. Михайловой. Ее называют «Головоломкой из картона». (стр.46 «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайловой.). Используя все 7 частей, присоединяя плотно их одну к другой, можно составить много различных изображений по предлагаемым образцам и по собственному замыслу. Работу с этой игрой начинаем с выкладывания различных видов полосок из 2-3 фигур с последовательным усложнением. Например:

– из 2 больших треугольников составить квадрат и т. д.

Последовательно переходим к более сложным заданиям: составление фигур силуэтов по расчленённым образцам. Делаем зрительный анализ предполагаемой фигуры силуэта, рассматриваем и сравниваем, из какого размера фигуры обозначаются голова, лапки, хвостик (например, у зайчика).

Несмотря на кажущуюся легкость копирования способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Поэтому большое внимание уделяем речевому объяснению при работе по составлению фигуры силуэта. Речевое сопровождение при выкладывании фигур (Например, Голова это большой треугольник, уши – 2 маленьких треугольника, хвост- маленький треугольник…

Знакомство с еще одной игрой В.В. Воскобовича «Прозрачные квадраты» происходит в старшей группе. Цель этой игры:

– развитие сенсорных способностей (форма, величина);

– развитие психических процессов (внимание, память, мышление)

– развитие творческих способностей (умение самостоятельно придумывать и конструировать различные предметы и абстрактные фигуры, придумывать им оригинальные названия)

– предметная подготовка (знакомство со свойствами: гибкость, прозрачность, соотношение части и целого);

– развитие конструктивной деятельности.

Дети выполняют сначала простые задания:

– разложи прозрачные квадраты по стопкам с одинаковыми элементами;

– сложи квадрат из двух (4…) одинаковых пластинок.

– разложи по алгоритму «большие-маленькие».

В эту игру мы берем и на индивидуальные занятия, дети также любят играть в группах, сравнивать какие фигуры получились.

Из игр В.В.Воскобовича также мы используем «Игровизор». Эта игра способствует развитию интеллектуальной культуры умению учиться, принимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать в процессе работы. «Игровизор» мы изготовили сами, используя авторский образец. Задания через «Игровизор» могут быть самыми разными: используем на занятиях с такими заданиями: покажи стрелкой недостающую фигуру, пройди по лабиринту, соедини число и цифру, найди на картинке предметы…, дорисуй недостающие части предмета.

Дети с удовольствием занимаются с «Игровизором». Он удобен в использовании тем, что его можно передать другому ребенку, быстро стерев рисунок салфеткой (дети работаю на «Игровизоре» маркером или фломастером).Дети уже играют самостоятельно, дают друг другу задания, проверяют, проходят лабиринты и т. д.

Хочется рассказать еще об одной развивающей игре «Соты Кайе». Эта игра многофункциональна и вариативна. Она используется:

– в качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах;

– в качестве графического трансформера, для изменения полученных фигур;

– в качестве плоской, крупной мозаики;

– для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры.

Эта игра формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Она помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало. Способствует формированию таких качеств как, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость и терпение. Также способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве. Кроме того результаты занятий детей с игрой вызывают эстетические чувства, положительные эмоции. Ценным качеством игры является то, что его можно использовать, как материал для проектного конструирования, так и экспериментирования в художественном конструировании. Схемы и правила игры представлены в методическом пособии, альбоме соты Кайе.

Еще одна многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша». Эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине.

Начинается обучение с ознакомления с фигурами по 2 признакам, потом по 3, и наконец освоили все 4 признака. Задания могут быть самыми разными. Например, выложить цепочку фигур так, чтобы рядом не оказалось фигур одинакового цвета (одинаковой формы, одинакового размера и одинаковой толщины).

Используя «Блоки Дъенеша» на занятиях по развитию речи, предлагаем выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать. Для успешного освоения игры используем карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразие предлагаемых фигур. Они есть в сопроводительной аннотации к данной игре.

В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота).

Методика работы с игрой логические «Блоки Дьенеша» описана в книге М.Фидлера «Математика уже в детском саду»

4.4 Система работы по реализации комплекса развивающих игр в образовательном процессе с детьми.

Все выше перечисленные игры мы используем в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты: в утренние и вечерние часы, в НОД, в свободной деятельности, при проведении развлечений, досугов, развивающие игры так же проходят через циклограмму, и через программу дополнительного образования (кружок «Игралочка») . Во всех возрастных группах оборудованы уголки развивающих игр, которые находятся в доступном для детей месте, и которыми они пользуются в любое время. Также знакомим родителей с картотекой наших развивающих игр, проводим мастер-классы, консультации, устраиваем выставки развивающих игр предлагаем позаниматься играми дома вместе с родителями. Родители очень заинтересованы и принимают активное участие в изготовлении развивающих игр.

4.5 Результативность интеллектуального развития дошкольников.

Система работы по реализации развивающих игр направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных, математических и творческих способностей .

Она позволяет достигать положительных результатов в интеллектуальном развитии дошкольников в комплексе с НОД, проектной и экспериментальной деятельностью. У выпускников детского сада наблюдается оптимальный уровень логического мышления, зрительной памяти, тонкой и мелкой моторики. Оценка уровня познавательного развития детей показывает достигать увеличение количество детей с высоким уровнем развития детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Чебурашка»

Доклад на тему

«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»

Подготовила: педагог-психолог

Титаренко Виктория Вадимовна

2016 г.

Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Как развиваются интегративные качества?

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Любознательный, активный.

Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой - чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

    Эмоционально отзывчивый.

Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»

(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).

Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Представления о себе . Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

Представления о семье . Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

    Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.

Игра малой подвижности. «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.

Тик-так, тик-так Ходьба на месте

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.

Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.

Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.

Час, который, покажи. После слова «покажи» - останавливается .

Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».

После рассматривания иллюстраций к сказке « Три поросенка», ребенку рассказывается продолжение истории о поросятах: «Однажды поросята поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал, что это деньги. Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня – много друзей», а Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное - знания». Предлагается определить, кто из них прав и почему

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.

Интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;

Формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;

Стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.

Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

Я выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД, применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.

Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие» содержащее комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для формирования правильного миропонимания.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.

Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.

В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Супермаркет» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.

Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.

Так математика проникает в различные образовательные области.

При ознакомлении художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.

Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.

Математика проникает и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.

Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.

Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Логические блоки Э. Дьенеша - на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех", каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.

Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.

. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

У моих воспитанников сформировались такие результаты: они стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

Обучая детей в процессе игры, я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.

Литература:

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. (Математические ступеньки).

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.

В соответствии с новыми стандартами воспитательно-образовательный процесс я строю с учетом принципа интеграции образовательных областей.

А.П.Цветкова - воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №102 «Созвездие» г. Набережные Челны

Н.П. Понизова - воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №104 Бэлэкэч» г. Набережные Челны

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы на практике убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

“Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта”.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Развивающие игры имеют широкий диапазон трудностей: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс. Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

На развитие восприятия применяем такие игры:

  • “Найди заплатку”;
  • “Найди такой же предмет”;
  • “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами);
  • “Сравни предметы”;
  • “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета)
  • “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;
  • “Радуга”.

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.

“Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

На восприятие цвета, формы, величины используем блоки Дьенеша .

Сначала предлагаем самые простые игры:

“Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету, по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.

Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используем обручи.

Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.

Здесь применяем игры:

  • “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”;
  • “Нарисуй узор по памяти”;
  • “Расставь по памяти”;
  • “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
  • “Продолжай” (“Дополнени предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?

(“Проворная белка прыгает ловко”);

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры:

  • “Продолжи ряд”;
  • “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
  • “Путаница” (“Кечелов”);
  • “Буквоед”;
  • “Буква потерялась”;
  • “С кочки на кочку” (со слогами);
  • “Составь слово из букв”;

игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами);

  • “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом);
  • серия игр с блоками Дьенеша;
  • “Кто где спрятался?”;
  • “Кого сколько?”
  • “Новоселье” и др.

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как:

  • “Найди ошибку”;
  • “Найди, чем отличается”;
  • “Какая фигура лишняя и почему?”;
  • “Лабиринты”;
  • “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел);
  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
  • буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки - треугольник.

Из всего многообразия головоломок применяем головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать “секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Естественно, вначале наиболее легкие: 100Г, НИ . , a затем 5 но,

кa .

рейка

Некоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:

“Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю”
(губы, зубы)

“Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит”
(нос)

Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).

Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

“Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук,
вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока)

“Черненькая собачка, свернувшись лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок)

“Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел”. (День и ночь)

“Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад” (Дни недели)

Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).

Знакомим детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.

Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он “свалился как снег на голову”.

Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) знакомим детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл:

  • “Шиворот навыворот”;
  • “Мозолит глаза”;
  • “Язык проглотить”.

Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, используем головоломки:

  • “Через одну”;
  • “Кто внимательный?”;
  • “Цифры - подсказки”;
  • “Круглая пословица”,

где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д.

Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

В группе обязательно оформляем “Уголок занимательных игр, где подбираем игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.

Одновременно ведём работу и с родителями, в ходе которой используем беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий с детьми, вечера досуга; вместе оформляем игротеку.

Еще раз говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.”

Список литературы.

1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html