Патриотическое воспитание казачьей молодежи. За патриотизмом казаков – будущее России

Казаки - патриоты

Казаки - скрепа народов России

«Идея единства России постоянно была маяком для всех атаманов, избранных Кругом, что подтвердили Межаков, Платов и другие. Положив на алтарь истории свою непризнанную республику, не проявив реализма и рационализма в управлении своей территорией, казачество Дона объединилось с другими народами России, признав власть московских государей, но сохранив самобытность. В этом типичная черта Донского казачества. Они добровольно отказались от организации республиканского строя и установили военное управление Областью войска Донского с местным самоуправлением… Донское казачество являлось (вместе с тем) протестом против всех тёмных сторон Московского государства… Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд» - своё Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Казачья «республика» была независима, самостоятельна сносясь с иностранными государствами, вела борьбу против своеволия царей, воевод и угнетения крестьян», - эти слова принадлежат нашему современнику И. Золотарёву.

Воинское общество казаков имело свои уставы, но не имело своей Конституции как свода законов, и стихией его была война, главным правилом - вечная неприязнь к басурманам и необузданная воля. Атаман водил казаков в битвы, делил добычу, но имел весьма ограниченную власть: все дела важные решались общим приговором на Казачьих Кругах. В результате образовалось уникальное воинство «степных рыцарей» с самобытным демократическим самоуправлением… Веру и Отечество выбирали сами и довольно терпимо относились к различным религиям и народам. Что и влекло на Дон тех, кто хотел жить свободно, сообразно своим представлениям о счастье.

Абсолютно русским казачество не стало и никогда не будет. Формирование народа происходит при особых обстоятельствах, исключительно влияющих на генофонд нации. В организации республики и формировании народа под названием казаки участвовали разные социальные группы разных народов. Казачество представляет собой сплав из крови и плоти очень многих народов. Ведь когда зарождалось и развивалось на Диком Поле казачество, русская женщина туда проникнуть не могла, и вся женская половина казачества комплектовалась из представительниц древних народов, живших на Дону, и полонянок: турчанок, татарок, черкешенок, персиянок, калмычек и др. Да и мужская половина составлялась из представителей самых разнообразных народностей. Язык, культура в подавляющем большинстве была русской, вера - христианской. Образовалось первоначальное ядро казачества, а история умалчивает о его первоисточнике. Было ли в его основе славянское племя бродники? Очевидно, было.

Дон жил по своим принципам общественного и государственного строя, был прибежищем всякого гонимого за веру и человеческие права. Это выковывало особую породу людей. Таких людей, которые представляли опасность для тоталитарной власти. Во времена СССР Никита Хрущёв ещё раз раздробил бывшую область Войска Донского, создав Каменскую область и ещё Арзамасскую, Балашовскую, Липецкую и Белгородскую. Каменскую, в свою очередь, слепили из частей Ростовской, Волгоградской и Воронежской. А был ещё в составе Войска Донского и весь промышленный Донбасс, отданный им же Украине.

Так и ведётся, волюнтаристы разъединяют, разоряют Россию и её народы, а казаки - объединяют.

Казачество является феноменом русской истории. Лев Николаевич Толстой считал, что казакам Россия обязана всем хорошим, что у неё было. Он так и говорил с гордостью: «Вся история России сделана казаками».

Многовековая история казачества удивительно многогранна и плодотворна. Особенностью казачьей истории, проходящей через всю жизнь казачества, было и остаётся казачье самоуправление, которое строилось и строится свободными хозяевами.

Способность народов России к САМООРГАНИЗАЦИИ по принципу: «Голь на выдумку хитра», всегда нервировала российскую власть. «Голи» приходилось нелегко. Она искала место для сытого и спокойного проживания. Но таких мест в России не было и нет. Да и в остальном мире - тоже. Можно было, конечно, смириться, гнуть спину и жить батраками, но можно было уйти в Дикое поле и там жить жизнью полной опасностей, но на воле. Это был казачий путь. Вернее, путь в казаки, вольное ядро которых брало своё начало в глубокой древности.

У большинства россиян сложилось мнение, что казаки селились в основном по окраинам России: на Дону, на Днепре, на Урале, в Забайкалье, в Сибири. Это не совсем так: все народные войны, поднимаемые казаками, проходили прямо по сердцу России - Волжским берегам.

Другое дело, что самодержавная российская власть, вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, создавала такие тяжелейшие условия своему народу, что он вынужден был бежать на окраины. Да и потом, вплоть до наших времён, власть не щадила народ. Всему миру известен пример середины ХХ века: расстрел жителей города Новочеркасска, большая часть которых была из потомственных казаков. Времена были хрущёвские. Оттепель, так сказать.

Сменившие заскорузлых крепостников большевики ничего нового в плане закабаления собственного народа не придумали. Многое в России поменялось, но гнёт остался. При тотальном гнёте процессы народной САМООРГАНИЗАЦИИ принимали самые разнообразные формы: от традиционных (старообрядчество, протестантизм) до таких экзотических, как «теневики», «воры в законе», диссиденты и т. д… Но всё это формы САМООРГАНИЗАЦИИ народа, их можно корректировать, лучше в выгодном для развития государства направлении, но их нельзя разрушать.

Только в этом случае будет стабильное развитие ГОСУДАРСТВА, а не резкие переходы от удельных княжеств к самодержавию, от самодержавия к большевизму, от большевизма к перестройке и т. д. Казачество во всех этих процессах выделяется одной неизменной особенностью: оно защищает свою волю и право на волю других.

Сегодня казачье движение набирает силу. Казачья идея вновь возвращается на исконные земли. Однако, у православных общинников и казаков порой не хватает опыта и знаний, которыми необходимо руководствоваться в создании казачьих организаций и их жизни. Не много и носителей казачьих традиций, особенно в центральной России, которые могли бы ответить на интересующие последователей казаков вопросы. Для пытливых и свободных умов предназначена наша книга.

Сразу заметим, что «приём» в казаки лиц не казачьего происхождения практиковался всегда и практиковался широко. Дело в том, что казаки защищали свои земли и обороняли их со всех чётырёх сторон. Были времена, когда в боях погибало более половины всего казачьего сословия. И тогда начинался новый набор, набор новых защитников своей земли, своего уклада жизни и самого права на свою собственную жизнь. Это важно понимать. Казацкий след, казацкое миропонимание можно найти практически во всех западных демократиях.

В казаки принимали лиц всех национальностей и всех сословий. Можно утверждать, что и российская демократия берёт своё начало из казачьего уклада жизни, в казацких поселениях. Демократичность казачьего самоуправления основывалась на историческом и многовековом опыте: самоуправляемое общество является совокупностью множества саморегулируемых организаций и общин. Главным достижением казачества является тот факт, что они определили для многих государств, а не только Российского, основы и пути народной САМООРГАНИЗАЦИИ. Именно народной САМООРГАНИЗАЦИИ.

Пытливые умы часто восхищаются рыцарями Круглого стола как носителями лучших демократических традиций. Но рыцарство - это узкий круг, это кастовость, это военная элита, это деньги, могущество, власть. Рыцарство, по некоторым исследованиям, берёт своё начало у гладиаторов Рима (больших «демократов»), которые с падением империи остались без работы, но с умением, а главное желанием зарабатывать себе деньги войной, уроками фехтования и т. п. Их на обломках Римской империи осталось так много, что они образовали отдельную касту. По нравам того времени, богатому человеку лучше было держать меч, чем плуг, поэтому желающих помахать мечом было сколько угодно. Но это был не духовный путь: это шло от власти и от её обломков. Скажу лишь, что всё хорошее идёт из народных глубин, если хорошо «покопать», то может статься, что Круглый стол - это даже не казачий Круг, а просто маленький казачий Сход.

Эта книга написана на русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки и до Сахалина, от Дона и до Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в произношении и понимании, но русский язык понимают все. Поэтому русский язык - язык родной.

То же касается и обычаев. Донцы на своих Кругах кричат «Любо». А, например, в Забайкалье казаки на Кругах и Сходках не кричат «Любо», а голосуют поднятием фуражек и папах. Это и есть САМООРГАНИЗАЦИЯ, различие форм при сохранении Духа свободы, равенства и братства.

Надеюсь, что эта часть книги станет для казаков и атаманов всех казачьих округов хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данными материалами необходимо вместе с восстановлением своих, местных традиций и обычаев.

Является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов .

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания. В условиях роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории Руси - России. Многие важные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. В ней можно увидеть и традиции, и преданную службу Отечеству, и волю, освященную идеями православия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась Россия. Президент России В.В. Путин охарактеризовал современное казачество как «уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных ценностей и самобытной народной культуры». Руководитель страны выразил надежду, что казачество будет активно участвовать в решении правительственных задач социально-экономического плана.

Казаки от подобных проблем никогда «не открещивались» . Казаки верно служили Отечеству: начале - по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе Вооруженных сил как их неотъемлемая часть. Неизмерим вклад многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно казаки в числе первых осваивали новые земли, стояли прочным заслоном врагу на дальних окраинах Родины и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Молодое поколение, должно хорошо знать свою хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня. Многие деятели культуры всегда связывали возрождение своей страны с возраждением казачества. Так, А. Куприн писал: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в гредущее оздоровлениеи обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею». Граф Л.Н. Толстой высказывал такое мнение: «Казаки создали Россию». История каждого народа уходит своими корнями в глубь веков, и ее начало видится каким-либо заметным, еле уловимым признаком, который, как писал В.О. Ключевский, «надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории». С историей зарождения и становления казачества дело обстоит значительно сложнее, потому что память о нем отложилась в сознании не одного, а многих европейских и азиатских народов. В защите южной границы и в оборонительной политики Русского государства важнейшая роль в XVII в. принадлежала слободским казакам. Таковыми назывались те казаки, которые в 1638 г. ушли из Речи Посполитой с атаманом Яцко Остряниным. Именно в этом году зафиксировано первое поселение черкасов «в степях, лежащих за пределами русской оседлости».

Постепенно черкасы стали заселять пустовавшую территорию будущих Харьковской губернии и Острогожского уезда Воронежской губернии, которая представляла в то время дикую степь. Здесь образовались поселения - слободы, отчего эта территория стала называться Слободской Украиной. К 1638 г. образовалось около тысячи слободских поселений Число переселенцев особенно возросло во время правления Б. Хмельницкого. Слободские хутора в бассейне Верхнего Дона были подчинены власти Московского полка и составляли Слободское казачье войско. Начало военной организации Слободского казачьего войска было положено созданием Острогожского казачьего полка, состоявшего из семи сотен: Астафьева, Иванова, Дубовика, Батуринской, Карабутинской, Буторлинской и Канатовской. Население полков делилось на казаков реестровых с обязательной службой и на помощников обязанных помогать им, мещан, крестьян и вольных. Слободские полки с начала были подчинены малороссийским гетманам, но затем освободились от их власти, и до Петра I пользовались самостоятельностью. Отметим, что слободские казаки не участвовали в предательских действиях малороссийских атаманов, за что и получили от Москвы царские «похвалы» и жалованные грамоты, в которых подтверждалось освобождение их от пошлин и оброков, от всяких повинностей кроме военной службы. Слободские казаки пользовались следующими льготами: правом свободного занятия пустых земель, свободой внутреннего казачьего устройства, освобождением выборных казаков отнесения строевой службы, свободой заниматься любыми промыслами, свободной от обложения податями торговли, правом откупа таможен и перевозов.

Окрепшая и организованная в военном отношении Слободская Украина приняла на себя охрану рубежей Российского государства. Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-культурных и других интересов - одна из форм выражения национального самосознания. Необыкновенное сочетание русской вольницы с осознанным желанием служить Отечеству всегда было присуще казачеству.

Поэтому возрождение российской государственности нельзя себе представить без возрождения казачества. Казачество всегда первым подавало пример единства и братства, которое так нам необходимо. Что можно взять в нашу повседневную жизнь современного общества из многовекового опыта казачества? Достаточно многое и, прежде всего, тех кто посвятил свою жизнь службе Отечеству. Ведь, несмотря на репрессии и официальную политику ликвидации казачества, народ не мог забыть своей истории. Память многие годы хранила несправедливо нанесенные обиды, что способствовало сохранению традиций и бережному отношению к прошлому. Сохранился большой культурный пласт в виде народных обычаев, песен, любовного отношения к оружию. Обычаи оказались сильнее принимаемых законов и официальной политики. Казачество сохранило духовность и патриотизм, осознание самобытности своих корней. Казачество помнило себя не только как сословие, но и как неповторимая часть православного русского народа и стремилось сберечь самостоятельный стиль жизни, сложившийся в течении многих столетий. Были сохранены старинные рукописи и книги, иконы старинного письма и др. Казаки издавна были людьми государственными, и на первом месте у них была воинская служба.

С малых лет они посещали казачий круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Но если отец пользовался уважением и любовью всех членов семьи, поскольку он был глава семьи, то мать всегда чтилась в казачьем быту. Вся система воспитания делала казака воином. С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение: подковы, «ухнали», сумы, седло. С 10 лет обязательно присутствовал на кругу, с 14 лет ухаживал за жеребенком. С 17 лет казаки из многих станиц собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед - далеко в века уходя - все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавались традиция службы и уважения к ней. Да, воевать казак умел.

Вряд ли велико преувеличение в рассказе о письме донского казака домой из Русского экспедиционного корпуса во Франции под Верденом: «Родные мои! Во Франции мне делать больше нечего. Все какие тут есть боевые ордена за две недели я получил». А пока не было войны жил казак на своей земле хлеборобом. Вся войсковая земля была разбита на полковые округа, и казак призывался на действительную службу, начиная ее со старослужущими из родного куреня, а часто под опекой старшего брата. Это придавало особую прочность казачьим воинским формированиям, скрепленным клятвой, братством, честью. Не случайно в начале XX в. Германский император Вильгельм II назвал казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством Казачья вольница была одним из последних проявлением самобытного демократизма. По словам современника первой в Европе организацией, действовавшей на демократических началах являлась Казацкая христианская республика.

Для казачества был традиционным принцип круговой демократии: власть круга над казаком, старшего над младшим, мужчины над женщиной. Веками формировался уклад жизни - общинно-демократический строй. Власть казачьего круга опиралась на обычаи, традиции, «мирской» авторитет, на такие выборные органы, как совет стариков, суд чести. У А.С. Пушкина мы читаем: «Совершенное равенство прав, атаманы и старики избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги или совещания где каждый казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов». Мировоззрение и уклад жизни казачества во многом сформировала христианская мораль, в котором патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину. У людей вольных, знавших себе цену и живших интересами христианства, сформировались преданность православной вере и законам Божьим, как бы освещавшим каждое действие казака. Он не приступал к делу не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. По давней традиции каждое заседание круга начиналось и заканчивалось общей молитвой. И казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храма, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение. У предков казаков следует учиться бережливому отношению к миру, в котором они обитали. Многое изменилось с тех пор, ушли в прошлое «казачьи обыкновения».

Задача всякого просвещенного человека - помочь возродиться лучшим традициям старших поколений. В этом важная роль принадлежит патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении казачеством были сделаны еще в начале 1990-х гг.: состоялся всероссийский поход донских казаков, а также посланцев кубанского, терского и забайкальского казачеств. Во время походов по местам боевой славы, в некоторых станицах и городах были сформированы отряды казаков для оказания помощи полиции и поддержания общественного порядка. Министерство обороны присвоило почетные наименования Донского и Кубанского казачества двум мотострелковым полкам сухопутных войск в Северо-Кавказком и Приволжско- Уральском округах, где стали проходить службу молодые казаки . Союз казаков на общественных началах готовит допризывную молодежь.

Это были первые шаги возрождающегося казачества. В Курске шестиклассников школы № 16 посвятили в казачата. Казачьи кадетские классы не случайно появились именно в 16-й школе - она расположена в Стрелецкой слободе, где исстари селились служивые люди, стрельцы, казаки . Что позволяет надеяться на лучшее будущее нашей Родины? Прежде всего вера и оптимизм, основанные на героической истории русского народа. В памяти нашего и последующих поколений навсегда останутся имена тех, кто посвятил свою жизнь защите и преумножению славы Отечества. И среди них почетное место занимает военное сословие - казачество, завоевывавшее и осваивавшее новые земли, участвовавшее во всех вооруженных конфликтах и воинах, а в мирное время, стоявшее не преступным форпостом на государственной границе.

Литература

1. Изюмов А. И. Союз казаков России 1990-2010. М., 2010.

2. Памятники Отечества. Альманах. № 2. М., 1980.

3. Казачья энциклопедия: концепция: словник / под ред. А.П. Федотова, М., 1996.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1.

5. Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины. Харьков, 1964.

6. Квитка И.И. Записки о слободских полках. Харьков, 1883.

7. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. 1. - Прага, 1930.

8. Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. М., 2009.

9. Мовчан А.И. Казаки. Быт и традиции. М., 2012.

10. Друг для друга. Курск, № 11. 2016.

Абакумова Е.А.

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия - днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм

Патриотизм

Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди казаков – членов реестровых казачьих обществ многие имеют опыт боевых действий в Афганистане и Чечне; он передается молодежи на торжественных мероприятиях, в беседах, рассказах, при практическом обучении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любовь к истории автора Акунин Борис

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ 10.06.2011Слово «патриотизм» в сегодняшней России обычно ассоциируется с высококультурными, миролюбивыми, трогательно горячими в своей любви к Отечеству симпатягами, которые выглядят примерно вот так: И добиваются они вот этого: А я вам вот что скажу.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.13 автора Акунин Борис

Патриотизм и «патриотизм» 11 апреля, 11:57Извините, что буду излагать вам азбучные истины, но сейчас такое время, когда приходится к ним возвращаться. Да и с терпением бывают перебои.Знаете, почему всякие брехуны и воры, вредящие собственной стране, у нас сегодня считаются

Из книги Русофобия автора Шафаревич Игорь Ростиславович

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ? Очевидно, это некоторая сила, сцепляющая народ, не дающая ему распасться на отдельные индивидуумы, так что вопрос лучше было бы сформулировать так: что такое народ, почему человечество делится на такие общности? Явления эти - народ и сцепляющая его

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

I. Московский патриотизм Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существования сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы. В недрах Московии XVII столетия, этой страны без

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Русский патриотизм или имперский патриотизм? Долгое время русский патриотизм был понятием достаточно абстрактным. Он распространялся на всю огромную державу, в одну шестую часть суши, на все ее самые разнообразные условия, ландшафты от субтропиков до субарктических

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Патриотизм: почему не боролись? Почему-то так сложилось, что сторонники «теории ига» как раз и причисляют себя к патриотам, называют себя патриотами. Хотя на самом-то деле все получается наоборот!А именно: говорить об иге - значит клеветать на русский народ. Ведь что же

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.14. Национализм и патриотизм Слово «национализм» имеет немало значений. Чаще всего под национализмом понимают идеологию движений, руководствующихся «национальной идеей», и совокупность действия, совершаемые людьми под влиянием этой идеологией.Возникновение нации с

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Патриотизм Война позволила Сталину вернуться к нормальному русскому патриотизму. Совсем выбрасывать марксизм было нельзя: революция бы грянула. Но Верховный сумел свести это вредное учение к минимуму.Вот некоторые вехи 1943 года.В РККА восстановили погоны

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Английский патриотизм Англия, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть «Европой». Итальянцы и испанцы тайно комплексуют и мечтают приобщиться к этому славному имени, восточные европейцы хотят того же шумно и агрессивно, немцы делают вид, что они-то и есть

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

«Патриотизм» по сходной цене Позднее Степан Львович служил военным географом при штабах австрийских подразделений. В конце войны он вернулся во Львов. Там было неспокойно. С распадом Австро-Венгрии в ноябре 1918 года вспыхнули боевые действия между войсками

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Патриотизм – главное Стали думать, как это сделать? В районе Штутгарта в местечке Вайнхинген квартировал штаб 7-й полевой армии США. Стали искать к нему подход. И нашли! Через нашего агента, немца по фамилии Клем. Он и сообщил, что американцы периодически отправляют большие

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Почитание, пропаганда и патриотизм Пусть эти дифирамбы не удивляют. Двадцатый век был свидетелем гораздо более странных и непомерных восхвалений, адресованных главам государств, которые не стоили Людовика XIV. Кстати, наши предки не возводили это в некую философию.

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Патриотизм прошлого и патриотизм будущего Государственно-политическая реабилитация патриотизма началась с артикуляции его в предвыборной статье Путина в избирательной кампании 2000 года в качестве одного из стержневых компонентов провозглашаемой политики. Сегодня

(выступление на круглом столе «Воин – патриот XXI века» 10.09.2016

в рамках форума «Армия – 2016»)

Мартынов А.Г. председатель научно- редакционного Совета Энциклопедии «Казачество», доктор экономических наук, профессор

Под патриотизмом понимается социальное чувство, нравственный и политический принцип, сутью которого является любовь к Отечеству и готовность патриота пожертвовать своими личными интересами во благо интересов Родины. Появление этого заимствованного из Европы слова филологи относят к концу XVIII века. Примечательно, что в первые годы советской власти слово это попало под запрет. Тем не менее, вне зависимости от времени его появления и использования в нашем Отечестве всегда были люди преданные своему народу, вере и Родине. Поэтому в историческом прошлом многие, сложившие голову за свое Отечество, так и не узнали, что они носили величайшее звание патриот. И потому отрадно, что ныне живущие достойные граждане воспринимают его, как «Отче наш» верующие, т.е. как неотъемлемую составляющую своего существования.

Однако не только в прошлом, но и в наши дни не все так безоблачно. Уже традиционно часть отечественной интеллектуальной элиты стремится подвергнуть ревизии, исказить смысл и содержание патриотизма. Поэтому неспециалисту трудно разобраться в обилие терминов и понятий вроде «ура-патриотизм», «лакейский патриотизм», «квасной патриотизм» и др. Многих сбивает с толку использование псевдопатриотами умышленно усеченного джонсоновского афоризма: «патриотизм – прибежище негодяев». И сегодня многие молодые люди уже и не догадываются о том, что истинное же его содержание следующее: «патриотизм - последнее прибежище негодяев».

Аналогично вне контекста патриотических взглядов и чувств А.С. Пушкина выхватывают купюры из его переписки, в частности сокращают вторую часть этого его предложения: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Стараниями подобных лиц характерная метаморфоза произошла и в отношении определения «квасной патриот». Нередко в наши дни именно этими словами стараются высмеять подлинных патриотов. Но они забывают, что автор этого ироничного выражения князь П.А. Вяземский писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть».

Вот почему Е.А. Зорина справедливо написала: «Сегодня декларированный патриотизм – это не то, чтобы гарантированный пропуск в «элиту», но обязательное условие любой деятельности (да тем более, когда президент объявил его национальной идеей - примечание автора)… Причем так самозабвенно играют роль радетелей за судьбу отечества, что и сами начинают в это верить. Психологически вполне объяснимо. Трудно ведь жить, осознавая, что ты паяц и подлец. Гораздо приятнее быть пламенным патриотом – ну хотя бы на словах». И вот здесь они находят для себя последнее прибежище, прикрывшись патриотизмом. Так ведут себя те, кто различными способами заработал на развале государства. Но не менее опасны и те, которые зарабатывают на различных патриотических программах и отдельных мероприятиях. Например, директором учрежденного в 2009 г. при содействии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Международного фонда поддержки казачества был назначен «новоиспеченный казак» М.Д. Креймер, вскоре осужденный за мошенничество.

Утвержденная Д.А. Медведевым уже четвертая программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы», как и предыдущие, не достаточно эффективна. В ней отсутствует не только определение военно-патриотического воспитания, но и патриотизма вообще. Как и прежде процедура привлечения к ее реализации различных общественных организаций не указана и даже самые крупные и успешно функционирующие из них в ней не перечислены. Поэтому угроза фактического оттеснения действенных структур от участия в совместной с государством работы по патриотическому воспитанию молодежи и неэффективного расходования бюджетных средств сохраняется.

Поэтому в очередной раз нерадивые исполнители могут заболтать важнейшую составляющую так необходимого подъема национального самосознания – патриотизм. Ведь воистину определить патриота до совершения им подвига очень сложно. Но подвиг не обязательно должен быть воинским, или подвигом спасения в чрезвычайной ситуации. Он может быть и гражданским, в случае если человек принимает нужные для государства решения и считает их важнейшими в своей жизни. Активная гражданская позиция и упорство в защите государственных интересов мешает внутренним врагам реализовать губительные для страны планы. О таком гражданине говорят, что вся его жизнь была подвигом.

В наше время много споров о формировании патриотического сознания – впитывается ли оно с молоком матери или формируется средой обитания или целенаправленным воспитанием. Однозначно невозможно ответить на этот вопрос и поэтому нельзя полностью согласиться с директором Рижской частной средней школы «Эврика», доктором педагогических наук, доцентом В.А. Бухваловым полагающим, что «Стойкость русского солдата – это не расовое качество. Это результат воспитания, когда с раннего детства ребенку прививается понимание высшего подвига в самопожертвовании за ближних своих». Для понимания этого достаточно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны, в армейский строй и партизанские отряды становились и являли неслыханные подвиги и бывшие беспризорные, сироты и заключенные, которым с раннего детства прививались вовсе не патриотические убеждения. Составляющих патриотизма великое множество. Но костяком армейского строя всегда оставались военнослужащие, с детских лет получавшие хорошее образование и воспитание. Начиналось оно с кадетских корпусов и юнкерских училищ. Именно эти мальчишки в погонах повзрослев и остались самыми верными присяге и своему Отечеству.

Прискорбно, что начавшееся возрождаться в стране кадетское образование не получает действенной поддержки. В частности единственный казачий кадетский корпус в столице государства оказался для правительства Москвы финансово непосильным. Вот так, подсчитывая копейки в настоящем, теряем миллионы в будущем. И благо его взяли под свое крыло внутренние войска, ставшие недавно костяком Национальной гвардии. Тем не менее, благодаря новому Министру обороны С.К. Шойгу суворовское образование все же идет по восходящей, и в перспективе Вооруженные Силы получат достойную смену. А благодарностью за такую заботу, особенно для детей отцов, погибших в локальных конфликтах и матерей одних воспитывающих ребят будет – патриотический отклик на требование времени в лихую годину.

Широко известен тезис – Армия неотделима от народа. Действительно каков народ воспитали, такова будет и армия. В казачьих войсках являвшихся не просто совокупностью воинских частей а специфическими областями проживания Российской империи, подготовка будущих защитников начиналась с раннего детства. В соответствии с давним ритуалом казачонка в 3 года сажали на коня и с этого момента он переходил на условную «мужскую половину» куреня и основное время проводил с казаками. В его воспитании и становлении большую роль играли не только родители но и крестные отцы, дядьки, братья и в целом весь уклад повседневной казачьей жизни. На его глазах проходили проводы на службу и в летние казачьи лагеря, сменяли друг друга в станицах и на службе казаки различных очередей. Подрастая он также видел как по сполоху через час, два двор и конюшня становились пустыми. Все были на майданной площади. Он с детства знал, что многие не возвращались уже никогда в станицу и видел, что оставшихся сиротами детей разбирали по семьям или отдавали в казачий кадетский корпус.

Действительно детских домов в казачьих войсках не было и остававшимся в станицах и на хуторах приходилось замещать ушедших на службу и погибших казаков на работе во дворе, на базу, в поле. Казаки работали и жили общиной. В повседневной мирной жизни всегда находилось время и место воспоминаниям и рассказам о подвигах, коих было не мало. Георгиевские кресты завораживали детвору. При этом официально регламентированных разговоров о патриотическом воспитании не было. Заменяло их убеждение выраставшее из очень краткой проповеди: «Ты должен, ты обязан Отечеству»!

Так росли и воспитывались будущие защитники Отечества в казачьих землях, успевая растить для себя боевых коней, готовить справу и оружие. А когда приходило время, новое поколение шло на службу со своими лошадьми, в полной выкладке с гордостью и радостью, осознанием того, что наконец-то пришло время и им проявить себя в деле. А уж после служивый казак мог просватать любую казачку. Не служившего же казака станичники считали с «брачком» и девчата к нему относились сдержанно. В то время разлагать традиционный уклад жизни и сознание было некому. Штокманы и им подобные появились в казачьих станицах только в начале ХХ века.

До октябрьского переворота казаки служили Отечеству Верой и Правдой. И после свержения остались верны своим идеалам, за что и были расказачены, репрессированы и поражены в правах. Потому после окончания гражданской войны все без исключения достаточно длительное время не призывались на службу.

Поэтому нынешние казаки считают 1936 г. годом начала возрождения казачества. В то драматичное и сложное для страны время многие вопросы решались стремительно, воистину по – сталински. Ограничение по службе казачества было снято И.В. Сталиным в марте 1936 г. и уже в апреле были сформировали две казачьих дивизии. Казаки не затаили обиды и к августу 1941 г. укомплектовали 48, а к декабрю того же года ещё 47 кавалерийских дивизий во многом добровольцами непризывного возраста от 45 лет и старше.

В Великой Отечественной войне многие из них показали примеры мужества и героизма. Звания Героев Советского Союза были удостоены 267 из них. И не только на груди казака К.И. Недорубова, рядом с полным бантом в четыре Георгия, красовалась звезда Героя. Разумеется в новой войне моторов коннице было сложно противостоять танковым колоннам и большая часть состава этих дивизий не вернулась в станицы. Возвратившиеся же, сняв погоны и награды, в сапогах и гимнастерках пошли на заводы и в поля восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. И за короткий срок сделали хутора и станицы цветущими, а дюже соскучившись по казачкам, к 1956 г. восстановили довоенную численность населения станиц.

Страна по достоинству оценивала подвиги участников войны, тружеников тыла и тех, кто восстанавливал порушенное оккупантами. Их имена были известны всем, они звучали и в официальных документах, и в литературе, и в кино. И это внимание страны разительно отличается от нынешнего курса современных СМИ. Подобное отношение к воспитанию к подрастающему поколению в те годы сделало возможным подготовить смену, многие представители которой не были оболванены болтовней «переустроителя основ государственности» М.С. Горбачева и иже с ним. Именно им пришлось в очередной раз откликнуться на веления времени в конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия и явить свой патриотический порыв.

Действительно горбачевско–ельцинский развал государства подстегнул казаков к организационному своему объединению. В апреле 1990 г. был сформирован оргкомитет, а уже в июне этого года в Москве состоялся Учредительный Большой круг, учредивший Союз казаков. С первых дней его создания казаки откликались на происходящие события не только заявлениями и обращениями, но и практическими делами.

Развал Советской армии начался с первых дней, так называемых демократических преобразований. Как и в далеком 1917 г. удар наносился по силовым структурам. Всяческим нападкам и шельмованию подвергалась 132 статья Конституции СССР и первая статья Закона о всеобщей воинской обязанности в СССР от 12 октября 1967 г. об отношении к воинской службе в Вооруженных Силах СССР как почетной обязанности советских граждан. Вот почему в те годы появились массовые отказы от службы и дезертиры. Стране нужен был пример иного отношения к службе и его самостоятельно и без популярных в наши дни бесконечных согласований, явил Союз казаков.

В то время своими силами казаки в станицах организовывали торжественные проводы на службу в армию, посещали воинские части, пока еще не казачьи, интересовались положение дел и оказывали практическую помощь. И это сразу было замечено. Маршал Советского Союза, воистину Герой Советского Союза С.Ф. Ахромеев, будучи Советником Президента СССР, пригласил к себе атамана Союза казаков, поблагодарил за поддержку армии и поддержал, не находившую понимания у тогдашнего министра обороны, инициативу казаков начать формирование казачьих частей для понятия морального духа и улучшения ситуации с призывом. Именно он в кратчайшее время нашел способ, буквально заставить и без дополнительных документальных проволочек с опорой на приказы довоенного и военного периодов, убедить Д.Т. Язова приступить к укомплектованию ряда частей казачьей призывной молодежью. И уже в начале 1991 г. было сформировано два первых казачьих полка. А к 1994 г., как бы с легкой руки тогда уже покойного Сергея Федоровича Ахромеева, казаками было укомплектовано 29 различных частей в армии, 44 погранзаставы и 3 погранотряда.

Вместе с тем обострившаяся ситуация потребовала от патриотов принятия и иных решений. Многие добровольцы из Союза казаков сложили свои головы в борьбе за независимость Приднестровья. Казачьи полки Черноморского казачьего войска – структурного подразделения Союза казаков и сегодня являются составной частью вооруженных сил этой не признанной республики. Потом была Абхазия, где казаки добровольцы также оказали неоценимую помощь населению, положив немало своих жизней.

Однако не всегда дело доходило до непосредственного участия казаков в боевых действиях. Примером тому может служить активно подогреваемые извне чеченские события. В виду начавшихся этнических чисток населения и понимая необходимость мирного урегулирования ситуации, за несколько месяцев до начала известных событий к Союзу казаков с просьбой сформировать пять казачьих батальонов обратились представители Генерального штаба. Совет атаманов откликнулся на эту просьбу, и вскоре в Ессентуках началось их формирование.

Сложность ситуации в то время заключалась в том, что поддерживаемые антироссийскими силами извне сепаратисты изначально стремились распростанить вооруженный конфликт на территорию всего Северного Кавказа. В виду угрозы начала новой Кавказской войны на совещание в Махачкале собрались главы Кавказских республик. На нем они единогласно заявили руководившему уже начавшейся операцией по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике Н.Д. Егорову о том что приложат все усилия для поддержания мира в регионе и новой широкомасштабной войны не будет, Д.М. Дудаева они не поддержат. Эти заверения были сопровождены требованием ли, условием ли о прекращении формирования в Ессентуках казачьих батальонов. Начальник Генштаба М.П. Колесников обсудил это предложение на встрече с вызванным из Моздока в Москву атаманом Союза казаков и доложил министру обороны. Поэтому руководством страны было принято решение откликнуться на эту просьбу глав республик. Таким образом потенциальное участие в боевых действиях казаков и начавшееся формирование казачьих батальонов во многом способствовало ограничению масштабов кровопролития на Северном Кавказе. Позднее, уже во второй Чеченской компании по решению командования Вооруженных сил и непосредственном участии Союза казаков был сформирован и принял участие в боевых действиях известный Ермоловский казачий батальон.

Приведенные отклики на требование времени казаками в веках не ставят своей целью создания рекламы казачеству. Основное, показанное здесь, как пример того, что среда обитания казачества, а точнее повседневная жизнь в семье, в казачьей станице, заложила в прошлом на генетическом уровне основу сознания необходимости и важности беззаветного служения своему Отечеству. Это и было проявлено через века уже в новейшей истории России. В этой повседневной жизни будущих защитников имеет значение всё, начиная от плёса на казачьей реке и заканчивая старинной и по сути победной выходной казачьей формой, в значительной степени отличающейся от «прикида Юдашкина». Вот почему если нынешняя повседневная форма дополнится парадной формой нашей победы в Великой Отечественной войне, то это значительно поднимет патриотический дух в армии. Уже сейчас казаки благодарны Министру обороны России за то, что он опустил значительно ниже тулью на фуражках, а на погоны солдат и курсантов вернулись матерчатые лычки, вместо натовской «железки».

Сколько бы мы не принимали программ и не защищали диссертаций, сколько бы ни проводили различных мероприятий, без создания нормальной здоровой социальной среды, в которой со дня своего рождения пребывает человек, мало что получится. Тем более сейчас, когда на протяжении ХХ века дважды и не без поддержки извне рушились основы идеологии сначала буржуазной, потом социалистической. В наши дни отсутствие у государства четко выраженной идеологии отнюдь не способствует воспитанию призывной молодежи в патриотическом духе. В результате по стране гуляет многообразие отнюдь не только позитивных идей и идеологий и болтаются наши допризывники от идеологии государственников до идеологии гомосексуалистов. А ведь именно «идеология является отражением общественного бытия, в сознании людей и в свою очередь воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная), или притятствуя ему (реакционная)». Именно она призвана направлять сознание людей в сторону предначертанного самим государством пути развития. Поэтому-то после того как мы рушили военные блоки, разрушая непродуманными реформами армию, трудно говорить о патриотизме вообще и конкретно! Такое положение дел отчетливо чувствуют наши геополитические соперники и все делают для ослабления, а то и вообще разрушения нашей военной мощи, подсовывая нам свою идеологию и либеральные ценности. Именно это и являлось основой информационной войны, закончившейся развалом Советского Союза.

Теперь в ходе гибридных войн уже идет битва за сознание людей, точнее за разрушение этого самого сознания. И здесь наши бывшие и настоящие враги не одиноки. Основными их союзниками внутри России зачастую являются наши СМИ и пресловутая пятая колонна. В наши дни телевизор стал, по сути, дьявольской иконой. С утра до вечера, и особенно днем, когда родители на работе, а дети дома одни, демонстрируются фильмы о насилии, убийствах, воровстве и обмане. Но они не только обучают молодежь подобному поведению и по своей сути такой образ жизни и взаимоотношений между людьми утверждают как нормальный. Патриотические же фильмы, воспитавшие предыдущие поколения практически отсутствуют и даже телеканал «Звезда» – надежда и опора патриотического воспитания последнее время увеличил показ детективов. Нынешний 2016 г. объявлен годом российского кино, но отечественных фильмов по прежнему не хватает, ни в кинотеатрах, ни на экране телевизора. Нынешнее тотальное засилье зарубежной кинопродукции не может быть случайным. Подобная ситуация возможна или при определении или игнорировании ситуации в верхах, или хорошо регулируется и оплачивается извне.

Направлений и аспектов в деле патриотического воспитания много. Но основное из них воспитание юного гражданина защитником - солдатом навсегда. Но для этого мало одного года службы, как и для того, чтобы стать хорошим военным специалистом, чтобы на практике было так как звучит в песне:

«И когда отслужу – все равно

Я навеки останусь солдатом».

Те, кто воевал и служил в армии, помнят важность политработников, и знают цену слову. «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И поэтому очень важно, что несмотря на значительные провалы в идейно – патриотической работе сохранилась военно-политическая академия, пусть ныне в качестве Военного университета и выпускает не политработников, а владеющих словом воспитателей.

И второе – работа с детьми и молодежью по военно-патриотическому воспитанию, вплоть до введения начальной военной подготовки, вместе с организациями ГТО должна находиться только под неусыпным контролем Министерства обороны. В нынешней непростой ситуации нам необходимо свести на нет попытки либералов и зарубежных «доброхотов» запретить начальную военную подготовку в школе. Истинную цену их заботы народ уже давно понял. И пусть нам придадут силы слова А.В. Суворова: «Мы – русские! С нами Бог!». Казаки помнят, что в нашей общей с другими народами истории русскими воинами себя считали и шотландец с норманнскими корнями М.Б. Барклай-де-Толли, и грузин П.И. Багратион, и армянин И.Х. Баграмян и сотни героев других народов, покрывших себя славой в едином нашем многонациональном строю. И в этот строй в наши дни необходимо укреплять не только количественно, но прежде всего, качественно – истинными патриотами Отчизны.


См. подробнее: Соклаков А.Ю. Полярность патриотизма в истории России и казачества. // Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования: сб. мат. межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. В.М. Шевцова. М.: ВУ. 2016. С. 97-108.

Пушкин А.С. П.А. Вяземскому. // URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1378_195.htm (дата обращения: 15.04.2016); Соклаков А.Ю. Указ. соч.

Крылатые слова / Сост. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. 3-е изд. М., 1966. С. 314-315.

Зорина Е.А. Патриотизм – это русофобия. Важнейшим из искусств для нас стала пропаганда. // Московский комсомолец. 29.03.2016 г., см.: URL: http://www.mk.ru/politics/2016/03/29/patriotizm-eto-rusofobiya.html (дата обращения: 15.04.2016).

Бухвалов В.А. Почему правда сильнее рациональной логики?// URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel1/pochemu_pravda_silnee _racionalnoj_logiki/ (дата обращения: 05.09.2016)

Конституция СССР от 07.10.1977; Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 г., № 42, ст. 552

Конституция РФ. Ст. 13.

Словарь иностранных слов. / Под ред. Ф.Н. Петрова. М. 1989. С. 187.

Ваншенкин К. Я навеки останусь солдатом – Прощание славянки.

Св. Евангелие от Иоанна, гл. 1.