Зачем обособили Кремлёвское кольцо? Кольца вокруг кремля Как называется кольцо вокруг кремля.

Кремлёвскому кольцу не повезло дважды: сначала его создали, уничтожив застройку и впихнув в центр города огромную дорогу, а затем по воле людей, которые о транспорте знают только "чем больше полос - тем лучше" (что, кстати, совершенно наоборот), кольцо сделали односторонним. В итоге сейчас у стен Кремля безжизненная дорога в 10 полос, которая разрезает собою центр.

Предложения вернуть на Кремлёвское кольцо двухстороннее движение в последние годы звучали часто. Чего уж там говорить, я сам дважды об этом писал: в про вред одностороннего движения и в рамках изменений на транспорте. Долго мы с этим жили, ибо ряд чиновников были уверены, что так и должно быть (ведь так всегда было!), но, судя по рендерам проектов реконструкции улиц, Кремлёвское кольцо таки станет не таким односторонним - по нему пустят общественный транспорт в обе стороны!

Для начала немного истории: бОльшую часть жизни Кремлёвское кольцо было двухсторонним. И это понятно, идея сделать огромное одностороннее шоссе на 10 полос в центре города могла прийти в голову только безумцу: это небезопасно и поощряет аварийность, вызывает дикие перепробеги и убивает наземный общественный транспорт:

Другое дело двухстороннее движение с наземными пешеходными переходами и общественным транспортом - это уже больше походит на улицу в городе, чем на шоссе:

Это же место сейчас:

Судя по рендерам, двухсторонняя выделенная полоса появится на Кремлёвском кольце с внешней стороны, так что, видимо, там будут делать остановочные островки:

Хотя на Моховой видна только одна встречная полоса, вторая, может быть, пойдёт с другой стороны как-то:

А у Красного Октября снова в две стороны:

Помимо кольца, выделенки нарисовали на Воздвиженке в обе стороны:

Плюс на визуализации виднеются минивыделенки, которые делаются, как правило, у светофоров. М. Дмитровка:

На самом деле это очень круто, наконец-то от простых слов про приоритет общественного транспорта, город стал переходить к делу. Тем более в центре где, не побоюсь этого слова, с наземным транспортом полная жопа. Конечно жалко, что не будет выделенных полос на , кольцах (сделают лишь задел, хотя зимой выделенная полоса там уже ), но там общественному транспорту хотя бы не приходится делать дикие перепробеги из-за односторонних улиц, а пассажирам искать нужные остановки (на двухсторонней улице нужно перейти дорогу, чтобы уехать обратно, а на таких магистралях ещё бегать по городу в поисках). Вообще же, если помечтать, то для создания устойчивого транспортного каркаса в центре нужно сделать как минимум следующее:

Исторически в Москве сложилась радиально-кольцевая планировка. Такой принцип застройки города формировался на протяжении многих лет. Большинство колец, обозначенных сегодня на карте столицы, когда-то были границами Москвы. Подобная планировка встречается также во многих европейских городах, среди которых Париж и Вена.

Карта Москвы 1638 года, на которой желтым цветом обозначен Белый город.

С древности кольцевой принцип строительства применялся в городах, которые были крупными торгово-транспортными центрами и важными военными объектами. Выстраивая оборонительное сооружение, город просто окружали, что было проще всего.

Кольца появились в Москве не сразу. И первый деревянный Кремль , и каменный, возведенный Иваном Калитой , имели в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой . Реки служили тогда естественной преградой во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где в XVI веке выросли стены Китай-города.

Бульварное кольцо

Когда Москва разрослась за обе реки, границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом столицы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города . Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Белый город стал застраиваться еще в XIV веке, тогда вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы бояр. Крепостная стена вокруг Белого города появилась в конце XVI века, после того, как прежние деревянные укрепления сгорели при набеге крымских татар. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение и в 1770-е-1780-е годы была разобрана, а на ее месте заложили бульвары. Так появилось Бульварное кольцо . Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году, кольцо в целом сложилось после 1812 года. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота».

Бульварное кольцо на карте Москвы 1852-1853 годов.

Садовое кольцо

Первое замкнутое кольцо Москвы было образовано стенами Земляного города . Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяженностью 16 км. Вал был насыпан в 1591-1592 годах, по повелению Бориса Годунова , вскоре после набега крымских татар. Поверх него была выстроена дубовая стена. Вал получил название Земляной, а территория между ним и Белым городом стала называться Земляным городом. К концу XVIII века вал постепенно разрушилcя и местами был срыт. Городские власти приняли решение снести остатки вала, а на его месте построить широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Так было положено начало Садовому кольцу , вплоть до первой четверти XX века считавшемуся границами городской территории Москвы.

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом.

Камер-Коллежский вал

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал . Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине XVIII века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово . Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала.

Окружная железная дорога

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога . Москва в то время была огромной товарной «пробкой», и дорогу решено было построить с целью разгрузки железнодорожной сети. После строительства новой трассы столица полностью оказалась в ее границах. Дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году, на момент постройки, окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена. Сейчас здесь проходит Московское центральное кольцо (МЦК ).

МЦК. Электропоезд "Ласточка".

МКАД

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД ). Эта скоростная магистраль была построена в середине 1950-х годов для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но на протяжении 25 лет это была административная граница Москвы.


Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)

В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип "город-солнце" с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.

От Кремля до Бульварного кольца

Именно от Кремля расходятся все основные улицы, образуя кремлевское кольцо, улицы которого лучами пробираются сквозь другие кольца: Бульварное, Садовое, и другие современные транспортные кольца, затем устремляясь на все стороны к далеким городам России.

Манежная площадь

Манежная площадь - раньше это Манежная улица и проложена была в 1820 году, название она получила от Манежа, большого здания, построенного по проекту А. А. Бетанкура в 1817 году.

Китай-город

Китай-город - в 1534 году Великий Посад (поселение торговцев и ремеслеников) около Кремля был обнесен рвом и укреплениями из дерева и землипо одним данным, с монгольского "средняя крепость" ("китай" по монгольски - средний, "город" - по-старорусски - крепость)

Варварка

Улица Варварка - на этой улице в XVI веке была построена церковь Варвары, церковь Максима, в XVII веке - церковь Святого Георгия и Знаменский монастырь.

Никольская

Никольская улица - возникла в XIII веке, связав Московский Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.

Знаменка

Улица Знаменка - название получила от церкви Знамения Богоматери, известной с 1600 года. В 1929 этот храм был закрыт, а еще через два года разрушен.

Моховая

Моховая улица - известна с XV века, а имя она получила в XVIII веке по площади Моховой (современная Манежная), потому что здесь в те времена крестьяне продавали мох для конопачения срубов.

Воздвиженка

Улица Воздвиженка - в те столетия улица называлась Орбатом, что в переводе с арабского языка означает предместье перед городом, и застраивалась неспеша.

Большая Никитская

Большая Никитская улица - называли эту улицу в древности Полоцкой и новгородской - по дороге, ведущей из Новгорода через Волоколамск до Москвы.

Тверская

Тверская улица - в XV веке напротив Исторического проезда был построен деревянный мост, связавший по прямой линии дорогу из Твери в Москву. В том же столетии дорога в Тверь слилась с дорогой в Великий Новгород, и эта улица стала главной улицей Москвы.

Неглинная

Неглинная улица - до 1922 года была Неглинным проездом, соединял Театральный проезд и Трубную площадь на бульварном кольце, возникла улица (в то время проезд) в 1820-х годах после того, как речку Неглинную заключили в подземную трубу.

Рождественка

Улица Рождественка - появилась в XIV веке и соединяла основанный в те времена Рождественский девичий монастырь с центром города.

Мясницкая

Мясницкая улица - когда-то начиналась с Ильинских ворот Китай-города, делала крутой поворот влево, шла по Лучникову переулку... Лишь в XVIII веке Мясницкая улица обрела современную геометрию.

Маросейка

Улица Маросейка - является продолжением Ильинки и расположена между Лубянским проездом и Покровскими воротами. В XV - XVI веках здесь цвели сады и стояли загородные дворы Ивана III и Василия III.

Солянка

Улица Солянка - в XVII - XIX веках на углу Солянки располагался Соляной двор, отсюда и название улицы.

Улицы вокруг Кремля. Как появились первые улицы Москвы

1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.

Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.

В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.

Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница "Россия".

Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.

Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.

Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским "крестцом". К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.

Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.

А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.

Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.

Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.

Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.

Кольца Москвы, составляющие основу радиально-кольцевой застройки города, складывались на протяжении многих лет. Подобная планировка, которую еще называют ветвисто-веерной, встречается во многих европейских городах, в частности, по такой схеме застроены Париж и Вена.

Радиально-кольцевой принцип строительства применяли в тех русских городах, которые одновременно являлись и крупными торгово-транспортными центрами, и важными военными объектами.

Положительной стороной радиально-кольцевой городской застройки является компактность, возможность роста города во всех направлениях и удобство передвижения по городу. К самым главным минусам, один из которых сейчас в полной мере ощущает Москва на себе, относится вынужденная перегрузка проезжей части в центре.

Кольца появились в Москве не сразу. Как и первый деревянный Кремль, так и каменный, возведенный Иваном Калитой, имел в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой. Небольшой торговый город, каким была в древности Москва, не нуждался, да и не имел особой возможности бороться с помехами на пути к росту. Кроме того, реки служили естественными преградами во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где, опять же, при Иване Калите, выросли в 16 веке стены Китай-города.

Но пришло время, когда Москва перешагнула обе реки, и границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом Москвы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города. Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Спустя полтора века на месте снесенных стен Белого города проложат аллеи, высадят деревья и в Москве появится Бульварное кольцо, сохранившееся до нашего времени.

Самое первое замкнутое кольцо было образовано стенами Земляного города. Это фортификационное сооружение шагнуло за черту Москвы-реки, включив в себя территорию Замоскворечья. Сейчас на месте стен Земляного города проложено Садовое кольцо, вплоть до первой четверти 20 века считавшееся границами городской территории Москвы.

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал. Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине 18 века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово. Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога. На тот момент это сооружение не совсем соответствовало границам Москвы, да и в городском движении никак не участвовало, но в 1917 году было признано официально новой городской чертой Москвы.

После революции 1917 года новые власти Москвы об этом решении забыли, и лишь в 30-е годы, когда был разработан Генеральный План развития и реконструкции Москвы, снова вспомнили о кольцах. В соответствии с планом предполагалось сохранить историческую застройку города, включив в нее современные элементы в виде прямых длинных проспектов. В рамках выполнения Плана вдоль Кремля и Китай-города было сооружено полукольцо. Полукольцо состояло из проспектов, а в местах их соединения располагались площади. Именно тогда было расширено и благоустроено Садовое кольцо, появились первые транспортные развязки. Одновременно начались работы по строительству Третьего и Паркового колец, но Великая Отечественная война 1941 года надолго прервала их.

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога - сокращенно МКАД. Эта скоростная магистраль была построена в середине 50-х годов 20 столетия для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но в течение 25 лет это кольцо служило административной границей Москвы. В туристической сфере существует и такое понятие как Золотое кольцо Москвы. В этот маршрут включены бульвары и площади старого центра Москвы, а также все достопримечательности, расположенные в этих границах.