Классный час на тему время нравственных идеалов. Нравственный классный час

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

В начальной школе провести нравственный классный час непрос то. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения об щаться с детьми легко, интересно и свободно.

Главные цели классного часа:

1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки соб ственных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных по колений.

3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и пос тупков сверстников и одноклассников.

4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Готовясь к нравственному классному часу, проводила предварительную диагностику нравственного разви тия учащихся. Для этого предлагала учащимся обсудить ка кую-либо нравственную ситуацию. Способность учащихся младших классов анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, обязательность и ответственность дают возможность определить тему нравственного классного часа.

Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у млад ших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся должны не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки нравственного часа у младших школьни ков могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, худо жественные фильмы, произведения искусства. Нравственный классный час - это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Примерная тематика нравственных классных часов

1-й класс

1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

2. О невежах и вежливости.

3. Что значит быть ответственным.

4. Поговорим о том, как мы выглядим.

2-й класс

1.О лени и лентяях.

2. Об аккуратности.

3.Об обидах и причинах обид.

4. Эгоисты. Кто они такие?

3-й класс

1. Правда и ложь - какие они?

2. О жадности и жадных.

3. Что такое характер?

4. Что значит в жизни похвала.

4-й класс

1. Мои мечты и мои желания.

2. Друг в моей жизни.

3. Душевность и бездушность.

4. Что значит быть счастливым.

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Нравственный классный час «Что такое "хорошо" и что такое "плохо"» (1-й класс)

Цель:

Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

Ход классного часа:

I. Вступительное слово учителя.

Крошка-сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?

(Учащиеся дают ответ на вопрос учителя. Если ребята знают сти хотворение, то могут его рассказать.)

Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.

Плохо, когда... Хорошо, когда...

(Учащиеся продолжают предложения, записанные на доске.)

II. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».

Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...

- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ.

(Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рас сказа.)

Что мы можем сказать об этих мальчиках?

Встречались ли вы с подобными ситуациями? А теперь послушаем продолжение рассказа.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

- Почему женщина была возмущена?

Почему удивились мальчики?

III. Пересказ рассказа.

Учащиеся пересказывают текст, но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).

IV. Составление сказки.

Учащиеся составляют сказку про Плоха и про Хороша. Сказку ре бята составляют по цепочке. Первый учащийся - первое предложение, второй - второе и т. д. (К своим сказкам дети могут также нарисовать рисунки.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА .

Классный час «О лени и лентяях»

2 класс

Цели:

1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени.

2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как мож но преодолеть собственную лень.

Предварительная подготовка

I. Изготовление карты острова Ленивый.

П. Разделение учащихся на группы и подготовка драматизации сти хотворений А. Барто «Сережа» и С. Маршака «Кот и лодыри».

III. Конкурс сказок о лени.

Ход классного часа

На доске - большой лист ватмана, на котором изображен остров Ленивый.

I.Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по различным странам. Мы будем преодолевать различные преграды, путешество вать по морям и океанам. Это путешествие будет долгим - целый год. Сегодня же мы прибываем к какому-то странному острову. Давайте прочитаем его название.

(Учащиеся хором читают: «Остров Ленивый».)

II. Отвечаем на вопросы.

Как вы думаете, как называется столица страны, расположенной на этом острове?

Как вы думаете, как выглядит эта страна?

Как живут в ней люди? Какие они - люди, населяющие остром Ленивый?

Долго ли сможет просуществовать остров Ленивый? Ребята подходят к карте и наносят на нее достопримечательности острова Ленивого.

III. Беседа с учащимися о лености.

Ребята рисуют словесные портреты ленивых людей, характеризуют их.

IV. Инсценировка стихов.

Сережа

Сережа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке .

Но тут как раз пришел монтер,

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет

И что в душе он летчик!

Но вот уже зажегся свет

И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь -

Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера,

Он взял опять свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати,

Но вот Сережина тетрадь

В десятый раз открыта.

Как много стали задавать! -

Вдруг он сказал сердито.

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучу озер.

Вопросы учащимся:

Трудно ли жить Сереже?

Как помочь Серёже?

Кот и лодыри

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идет.

Спрашивают лодыри у него:

«Ты чего нахмурился, отчего!»

Замяукал жалобно серый кот:

И красив я, лодыри, и умен.

А письму и грамоте не учен.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь,

Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!»

Отвечают лодыри: - Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень,

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

«Мне, коту усатому, скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

Вопросы учащимся:

Лентяй и лодырь - это одно и то же?

Кто из героев стихотворения вам больше нравится и почему?

V. Рисование на тему «Остров Ленивый в картинках».

Ребята комментируют свои рисунки.

VI. Подведение итогов.

Тема: «О жадности и жадных»

(3-й класс)

Цель:

Воспитывать у учащихся положительные качества характера, же лание преодолевать в себе плохие качества характера.

Предварительная подготовка

Учащиеся заранее создают рисунок на тему «Жадность».

Ход классного часа

  1. Вступительное слово учителя.

В своей жизни, вы, ребята, видимо, неоднажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на рисунки, на которых изобра жена жадность. Расскажите, почему вы изобразили жадность такой?

(Ребята комментируют свои рисунки.)

  1. Учащимся предлагается послушать небольшой рассказ.

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились,

а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина, - сказал Сережа. - Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? - сказала Марина и пошла играть».

  1. Беседа.

Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, ко торые написаны на доске.

Можно ли назвать Марину жадиной?

Есть ли у Марины друзья в классе?

Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?

Как вы думаете, что лучше в жизни человека - умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

Приведите примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку. (Например, сказка «Теремок» и др.)

IV. Анализ стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет».

Жадные!

Поднимите руки!

Жадные, жадины и жадюги!

Нету рук...

Вдруг жадных не стало.

Как ни бывало

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки!

Поднимите руки,

Жадные девочки,

Жадные мальчики...

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных?

Надо же знать!

Пять? Двадцать пять? Или сто двадцать пять?

Сколько жадных? Смотрим тщательно.

Жадных нет? Замечательно!

На доске написаны слова: «Жадность = бережливость?» Ребята обсуждают, можно ли поставить знак равенства между жад ностью и бережливостью, а также, почему хорошо, если в классе нет жадных людей.

V. Подведение итогов.

Классный час «Лучшее слово о дружбе» (3-й класс)

Цели

1. Развитие умения учащихся вести дискуссию.

2. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

Ход классного часа

Классный час начинается под музыку песни «О дружбе».

I. Вступительная беседа.

На доске написано предложение: «Друг - это тот, кто...»

Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они назы вают своими друзьями.

II. Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг.

Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».

III. Беседа.

На доске - слова «друг», «приятель», «товарищ». Ребята анализи руют, чем отличаются эти слова друг от друга.

IV. Ребята обсуждают, какими качествами должен обладать настоящий друг.

Учащиеся получают огромный цветок - ромашку, и на каждом ле пестке пишут по одному самому главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества втайне, а затем прикрепляют эти качества к цветку.

V. Рассказ учащихся о своих друзьях (портрет моего друга).

VI. Работа в группах.

Ребята разделяются на группы и решают проблемные ситуации, описание которых находится в конвертах.

Нравственные ситуации могут быть такими:

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

4. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

6. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

7. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.

Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут и комментируют ее.

VII. Вопросы классу:

Почему распадается дружба?

По каким причинам это происходит чаще всего?

VIII. Работа в группах.

Учащимся предлагается поработать в группах и создать правила дружбы.

IX. Итог классного часа.

По результатам классного часа оформляют газету о дружбе.

Классный час

«О героях былых времен...»

(4-й класс)

Цели:

1. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отече ственной войны, с жизнью людей в это время.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная подготовка

Портрет А. Экзюпери, фотографии дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, участвовавших или погибших на войне, компьютерная презентация «Следы войны под нашими крышами».

Ход классного часа

Звучит сказочная музыка. На сцене появляется Маленький Принц.

Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга Ан-туана де Сент-Экзюпери?

Ведущий 1 (обращается к залу). Как сказать ему, что его друг пи сатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны!

Ведущий 2. Знаешь, была война. Он ведь был военным летчиком. Однажды он отправился в полет и не вернулся.

Маленький Принц. Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?

Ведущий 1. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.

Ведущий 2. И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.

Ведущий 3. Земля - планета непростая. На Земле люди много во евали.

Ведущий 4. Войны выгодны королям - они получают новые земли, дельцам - их толстые кошельки наполняются новым золотом.

Ведущий 3. Миллионам честолюбцев - они получают новые орде на. Теперь ты понял, кому нужна война?

Ведущий 4. Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.

Ведущий 1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

Ведущий 2. Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнем многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить и без него.

Ведущий 3. В XX веке явился еще один вояка. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, спо собных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

Ведущий 2. Франция героически сопротивлялась и сдалась гитлеровцам через 42 дня.

Ведущий 3. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.

Ведущий 4. Послушайте, дети, что такое война. Началось это в 1941 году.

(Звучит песня «Священная война». Под звуки песни идут слова, которые произносят ведущие.)

Вставай, страна огромная!

Вставай, на смертный бой!

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна!

Идет война народная, священная война!

Ведущий-старшеклассник. Встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные девуш ки и парни уходили защищать свою родину.

(Старшеклассницы исполняют песню «Огонек» на слова М. Иса ковского.)

На позицию девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

«Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонек?»

Учащиеся-старшеклассники одеты в военную форму и участвуют в небольшой сцене.

Учитель. Добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!

Ученик 1. Первый!

Ученик 2. Второй!

Ученик 3. Третий!

Ученик 4. Четвертый!

Ученик 5. Пятый!

Учитель. В первый день войны им было по 17,18,19 лет. Из каж дых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

(Звучит 9-я симфония Шостаковича.)

Ученик 1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорван ных железнодорожных путей.

Ученик 2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик 3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, вы росший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Ученик 4. Война... От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Ученик 5. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски - четыре года, 1418 дней.

Учитель. Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?

Выступают четвероклассники. Они рассказывают свои истории «Войны под крышами», в это время на экране идут военные фотографии из семейных архивов.

Ученик 1. В нашей семье бережно хранят пилотку моего деда. Они очень старая, полинялая, на ней - красная звездочка. В этой пилотке дедушка прошел тяжелыми дорогами войны. Для него она закончилась в Кенигсберге. Он рассказывал, как мечтал на войне съесть настоящую конфету. Ведь когда он пошел на фронт, ему было только 15 лет.

Ученик 2. На классном часе мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хаты т. окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слез. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали людей из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.

Ученик 3. Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшедшего. Семилетний Виктор выскочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.

Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь - и он неподвижно распластался на земле. Мертв - решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий - Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, но он выжил.

Ученик 4. Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказа тельство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка Миша моей прабабушке Ольге. Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька?» Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.

Учитель. Гитлер не ожидал, что, встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.

(Дети инсценируют сценку «У костра». У костра сидят три ученика, одетые в костюмы солдат, и поют песню «В землянке».)

Солдат. Б ьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Солдат Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Солдат 1 (пишет письмо).

Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

ледним.

Солдат2 Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 3. Эй, ребята, хватит унывать! Кто пойдет со мной плясать?

(Под «Катюшу» трое солдат пляшут.)

Учитель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Пред ставляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб.

Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.

Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Ве ликой Отечественной.

Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, ра ботали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.

Сейчас мы еще раз вспомним их имена! Учащиеся называют фа милии, имена и отчества своих родственников - участников войны, не вернувшихся с нее.

Почтим их память минутой молчания.

(Все встают. Звучит запись песни в исполнении И. Кобзона «Пок лонимся великим тем годам!»)

Учитель. Мы узнали о войне из книг и писем, из рассказов род ственников.

К нам в гости пришел человек, который сам воевал и видел ужасы войны своими глазами.

(Выступление участника Великой Отечественной войны.)

Учитель. Что такое война?

Ученик 1. Война - это разруха.

Ученик 2. Война - это когда плачут дети и старики.

Ученик 3. Война - это очень страшно.

(Встает Маленький Принц, выходит на сцену.)

Маленький Принц. Я понял, что такое война. Война - это смерть, но я не хочу умирать.

Ведущий 1. И твой друг писатель Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги генералов фюрера.

Ведущий 2. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки, смеялись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он отправился и им полет, который продолжается уже более 50 лет.

(Звучит запись песни «Журавли». Опускается блестящий шар, Принц говорит и вращает шар, выключается свет, на потолке - «звезды».)

Маленький Принц. Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звезды - 500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!

(Продолжает звучать песня «Журавли». Дети встают, покачивая в руках макеты журавлей.)

Классный час

«От улыбки хмурый день светлей»

(4-й класс)

Цели:

1. Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

2. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в про стом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

Предварительная подготовка

1. Приобретение репродукции картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза».

2. Изготовление детьми коллажа «Улыбки звезд и фотомоделей».

Ход классного часа

(Звучит музыка песни «Улыбка».)

I. Вступительное слово классного руководителя.

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...»

(Ребята говорят пожелания друг другу.)

Сегодняшний классный час посвящен... улыбке. (На доске - плакат с изображением улыбающегося личика).

II. Вопрос классу:

Ребята! Как вы думаете, может ли человеческая улыбка пережить века и тысячелетия и поражать людей своей красотой и сегодня? (Мнение детей.)

III. Обсуждение картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза».

На доске - репродукция картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза». Рассказ учителя о картине, беседа с детьми.

Видели ли вы когда-нибудь это лицо? Где вы его встречали?

(Учащиеся отвечают.)

Да, вы правы. Это лицо вам встречалось - в художественных альбо мах, журналах, календарях, на экране телевизора. Как любовался этим лицом художник Леонардо Да Винчи, когда рисовал портрет!

Какая она - Мона Лиза? О чем нам говорит ее портрет?

(Дети высказывают свое мнение.)

Мона Лиза - тихая и ласковая. Наверное, она говорит тихо и спокой но. Она уважительна и добра. Ее глаза, кажется, смотрят тебе в душу. Кажется, если она положит тебе руку на плечо, обнимет тебя - отсту пят все беды, станет легче на сердце, все проблемы станут мелкими и незначимыми.

Тысячи и тысячи людей во всем мире думают о загадке притяга тельности Моны Лизы. Многие говорят, что главное ее очарование в улыбке.

Какая она - улыбка Моны Лизы?

(Дети дают характеристику.)

Дети сравнивают улыбку Моны Лизы с улыбками кинозвезд и фо томоделей. (К классному часу они подготовили коллаж из улыбок фо томоделей и звезд экрана.)

Может ли улыбка помочь преодолеть трудности?

(Учащиеся приводят примеры).

IV. Работа в группах.

Ребята работают в группах над сочинением «Улыбчивые истории». Вес истории, написанные ребятами, помещаются на коллаж с улыбками.

Часть ребят готовят к защите фантастических проектов «Земля без улыбки. Во что она превратится?» Проект называется «Защитим улыбку!» Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или на школьных выставках по нравственной тематике.

V. Подведение итогов.

Учащиеся высказывают свое мнение о необходимости доброжелательного отношения людей друг к другу, о значении улыбки в жизни человека.

Классный час

«Я люблю, ты любишь, мы любим»

(4-й класс)

Цель:

Обсудить с учащимися значение любви в жизни человека.

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Сегодня у нас особенная тема! Мы с вами будем говорить о любви. Когда вы слышите слово «любовь», что вы себе представляете? (Учащиеся говорят свои ассоциации на слово «любовь».)

Некоторые ученые в мире говорят, что искусственные роботы го раздо совершеннее человека. Они могут все: строить, ремонтировать и многое другое.

А чего, по вашему мнению, робот не может? (Любить.)

Робот не может быть ласковым, добрым, нежным. Не может обнять и приласкать, не может погладить и прижать к себе.

Скажите, ребята, что бы вы выбрали: теплые ласковые руки род ных людей или услуги робота, который за вас все может делать в доме? (Дискуссия с ребятами.)

Вы сделали правильный выбор. Оказывается, в детских домах ребята болеют без любви, теплых материнских рук. Если ребенка не обнимают, не ласкают, он может умереть.

II. Чтение и анализ стихотворения В. Берестова.

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты внук,

За то, что ты сын.

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу

И маму похож.

И эта любовь

До конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Понравилось ли вам стихотворение?

А на кого вы похожи?

А на кого вам хотелось бы быть похожими? Почему?

Как вы думаете, легко ли жить на свете, если тебя не обнимают, не целуют? А вы любите своих родителей? Как вы это показываете?

III. Чтение и анализ стихотворения «Галчонок» Н. Матвеева.

Потеряла галчиха галчонка –

Колченожку, плюгашку, чернушку,

А подкинули галке скворчонка –

Прямоножку, милашку, пеструшку.

И слетелись на крик ее птицы,

И расселись по краю крыши.

Что ты, глупая, плачешь, рыдаешь,

Что рыдаешь, к земле припадаешь?

Уж твое ли дитя не резвушка,

Прямоножка, милашка, пеструшка?

Не мое это чадо, а ваше,

А мое-то дитя было краше:

Мутно перышко, тускла макушка,

Колченожка, плюгашка, чернушка.

Ребенка любят независимо от того, хороший или плохой.

Ребята вы думаете, это действительно так?

Плохих детей любят меньше или нет?

Как сделать, так чтобы ребенок не был плохим? Нужно ли исправляться? (Мнение ребят)

5.Подведение итогов классного часа.

Ребята размышляют о том, что нужно сделать, чтобы завоевать любовь родителей.


Классный час

Учитель начальных классов:

Маклакова Светлана Александровна

Тема: Нравственность в современном мир е.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

    сравнить значение нравственности в разные времена;

    развивать стремление к нравственному совершенствованию;

    разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

    воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

    способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I . Орг. момент.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя установка человека.

Так что же такое – нравственность?

IV . Дискуссия .

Актуальна ли нравственность в современном мире?

Какого человека вы бы назвали нравственным?

Как определить нравственный человек или нет?

Как стать нравственным человеком?

Учитель . В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

Аристотель (древнегреческий философ) : «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

VI . Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

Какой уровень у вас преобладает?

Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII . Анкетирование.

А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов : Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX . Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X . Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".

Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников. Цели нравственного классного часа: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников, 4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др. Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д. Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов. Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно: I. Определение темы Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов. П. Подбор материала Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы. Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь. Примерная тематика нравственных классных часов 10-11-е классы 1. Диспут «О дружбе и друзьях». 2. Беседа «О товариществе и дружбе». 3. Праздник «Всему начало любовь...» 4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы». 5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». «Детство моих родителей». 6.Два полюса общения 7. Конфликты и взаимопонимание. 8. Самовоспитание и проблема выбора. 9.Познай себя. 10. Как научиться быть счастливым. 11.Честь и достоинство. 12. Культура личности – духовная ценность. 13. Мир взаимоотношений – глазами подростков. 14. Берегите друзей. 15. Земля – наша общая забота. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания - рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками: - интеллектуальные марафоны; - дни интеллектуального творчества; - защита интеллектуальных проектов; - экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории; - встречи с интересными людьми; - интеллектуальные ринги и викторины; - заседание клубов интеллектуалов; - интеллектуальные олимпийские игры; - школа интеллектуального развития. Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов 10-й класс- 11-й классы 1. Талантливость и гениальность. В чем они проявляются? 2. Тренировка памяти - залог будущего успеха. 3. Человек и творчество. 4. Разговор с самим собой по душам. 5. День творческого представления в школе. 6. Как научиться властвовать собой? 7. Мои лингвистические способности. Как они проявляются? 8. Недостатки человека и их влияние на его судьбу. 9. Пока я мыслю, я вижу. 10. Юмор в жизни человека. 11. И на Марсе будут яблони цвести.

Классный час потеме: «Нравственность»

4А класс

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Фахрутдинова Рушания Габдурахмановна

2014 учебный год

Цели:

    Учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; Воспитывать нравственность.
Оборудование:
    Компьютер; Мультимедийный проектор; Экран; Плакат с пословицей о доброте; Плакат «Твори добро»; Детские рисунки; Репродукции работ Микеланджело; Фонограммы песен «Голубая рапсодия» Рея Конниффа, «Ноктюрн» Ф. Шопена, «Твори добро» в исполнении Шуры. Бумажные цветы.

Форма проведения: урок - праздник
Место проведения: классная комната

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

На доске:

"Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин ).

Учитель.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А Дети составляют слово – "Доброта".
Ученик. Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...
Дети. Доброта.Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена.
Учитель. Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить.Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
Дети. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа. Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек.
Дети. Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет.Добрые дела – полезные дела.Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые.
Добрый конь – верный конь. Добрая память – светлая память.
Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга". А можно ли изобразить доброту?
Дети. Нарисовать доброту нельзя.
Учитель. Но все-таки мы с вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.
На доске – выставка рисунков детей .
Учитель. Посмотрите внимательно на эти рисунки. Я предложила вам выбрать, какое чувство изображать. И большинство из вас выбрало чувство любви. Почему?Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.
Рассказывает заранее подготовленный ученик .
Ученик. Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне,
о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
Учитель. Спасибо. Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. Народная мудрость гласит:Доброго человека дела славят.В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Ученик. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это – мама, мама, мама!
Учитель.
Добрые дела красят человека. Скромность украшает человека. Как вы понимаете смысл этих пословиц?А какие вы знаете пословицы о доброте, о добре?
Дети. Добра желаешь – добро и делай.Добрая слава лежит, а худая бежит.Добрая ссора лучше худого согласия. Добро наживай, а худо изживай.Добро не лихо – ходит тихо.Добро помни, а зло забывай.Доброе дело само себя хвалит.Доброе начало – половина дела.Доброе слово и кошке приятно.Доброе слово лучше мягкого пирога.Доброе слово – это доброе дело.Доброта без разума пуста. Добрый конец – всему делу венец.Добрый совет ко времени хорош. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. Добрым быть – добрым слыть.Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.Добро и во сне хорошо. Доброму – добрая память. На свете не без добрых людей. Доброе дело и в воде не тонет. С добрым жить хорошо.
Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.
Какие добрые поступки совершили вы?
Ответы детей .
Ученик. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках, а также и во фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.
Дети. В добрый путь! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
В добрый час! 1 . Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.
Добро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.).
Учитель. Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец . Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.
А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение. Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре.
Дети цитируют высказывания великих людей.
Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
Учитель. Посмотрите сценку по Дональду Биссету "Сказка про слона, про костер и про белую уточку".Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.Костер. Если дождь разойдется, я погиб!Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.Костер. Постараюсь.Слон. Не унывай, дружище, я на тебя подую!Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.Слон. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.Автор. Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка загрустила.Слон. Что с тобой?Уточка. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.Слон. Ну этому горю легко помочь.Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.Уточка. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!Автор. Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал "до свидания" и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...
Учитель. Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?
Ответы детей . А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?
Ответы детей.
Учитель. При подготовке к этому классному часу, мы рисовали "Гору жизни", на которую можно было забраться, только делая добро. Вы все очень старались. Давайте с вами посмотрим на ваши рисунки и послушаем, как вы взбирались на эту гору.Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы.
Ученик. Начать свой жизненный путь необходимо со школы, которые дают понятия о том, что хорошо, а что плохо. В школе мы учимся не обижать малышей, уважать старших, любить природу и беречь ее, любить Родину. Моя дорога жизни витиевата, потому что жизнь – это сложная штука, где бывают и подъемы, и падения. Она не всегда радостная и безоблачная.
Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем.
А закончить свой жизненный путь мне хотелось бы так, чтобы люди вспомнили меня добрым словом.
Учитель. В жизни бывают разные люди. Выделяют три типа.Первый: подобно засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим – нет.Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье... кров и свет.А к какому типу людей вы отнесли бы себя?Мне бы хотелось, чтобы вы стремились стать человеком, подобным сильному дождю.
Ученик. Добрым быть совсем-совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета.Доброта – не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы с тобой добрей.Добрым быть совсем-совсем непросто,Не зависит доброта от роста.Доброта приносит людям радость,И взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта, как солнце, светит,Радуются взрослые и дети.
Учитель. Один из великих людей, душа которого была подобна дождю, это Микеланджело. Посмотрите на его прекрасные бессмертные творения. А ученик расскажет о его добрых делах.
Ученик. Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.
В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению – великий грех", – пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.
Учитель. Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках чтения мы узнали про девочку Женю, которая тоже помогла мальчику. Вспомнили, как называется это произведение?
Дети. Валентин Катаев. "Цветик-семицветик".
Учитель. Давайте вспомним, кому и как девочка помогла. А как бы вы использовали разноцветные лепестки?
Высказывания детей. Учитель. А вот еще одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Приведите примеры, подтверждающие это.
Ответы детей.
Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.Звучит "Ноктюрн" Шопена. Под музыку дети вешают на лист бумаги цветки-качества.– Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
Я хочу закончить наш классный час призывом из песни "Твори добро". Звучит фонограмма песни . Учитель . Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие –
Честное слово!Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут! Много славных дел ждет вас но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

Литература

    Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

Как часто наши родители беседуют со своими детишками на нравственные темы? Не имея специальной подготовки довольно сложно быть компетентным в подобных вопросах. Презентация на нравственную тему станет первым кирпичиком в создании фундамента, который в дальнейшем определит мотивацию поступков и поведение человека.

Каждая презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе по ФГОС - это кладезь житейское мудрости и собрание традиций русской культуры, на основе которых можно воспитать личность целостную, стремящуюся к проявлению собственного характера и свершению благих поступков. Про нравственное воспитание доступная возрасту презентация должна быть показана обязательно и в 1 классе и в 10. Да, их смысл и тематика будут совершенно непохожими, но суть одна: презентация по духовно-нравственному воспитанию по ФГОС учит быть людьми в любых житейских обстоятельствах.

Долгое время наше общество жило какими-то своими законами. Глазное было всему научить, всюду успеть, а как поступить ребенок должен был решить сам. Время показало, что такое отношения приводит к деградации умных личностей, которые владеют знаниями, но не могут ужиться друзьями, в семье, конфликтую по поводу и без него. Презентации на тему нравственное воспитание и развитие в школе по ФГОС откроют детям суть и слагаемые таких понятий как идеал, поступок, научат золотому правилу нравственности, которое упрощает отношения с людьми.

Нередко учитель старших классов, решив скачать презентацию на тему нравственное воспитание для классного часа в 9, 10 или 11 классе или для внеурочной деятельности, с грустью отмечает, что сделать это надо было намного раньше. Если время упущено, подростков приходится не воспитывать, а полностью перевоспитывать, ломать их стереотипы и формировать новое мировоззрение. Это сложнее и в некоторых случаях безрезультатно. Чтобы подобное не случилось и с вашими детишками, презентации на тему духовно-нравственного воспитания надо нести в детский сад (ДОУ), где дети впитывают каждое слово воспитателя. Нравственные сказки, веселые стихи - все это материал разработок и презентаций на тему нравственное воспитание современной молодежи.

Начиная с детского возраста, ребенок учится постепенно постигать и вместе с тем понимать окружающий его мир. Понять, что люди разные, но относиться ко всем необходимо уважительно поможет презентация на нравственную тему. Не всегда окружающая детей жизнь - хороший пример для подражания. Все более редкими становятся проявления милосердия и добра, стремление проявить великодушие и патриотизм. Даже дружба и любовь теряют искренность, становясь корыстными и фальшивыми. Презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС должна поднять эти вопросы и познакомить помимо того с толерантностью и прощением, нормами этикета и общения, основами православия и нашей культуры.

Мы сеем зерна нравственности и пожинаем ее плоды, но эти зерна могут не взойти, если поле уже засохло и очерствело. Не бойтесь говорить с детьми о самом главном, о вечном, о том, что нам взрослым кажется очевидным. С чего начать назидательную беседу? Попробуйте скачать презентации по нравственному воспитанию в школе и пойти с ними к своим ученикам. Они сами станут активными участниками разговора, потому что тоже устали от фальши и грубости, которая уже присутствует даже в детстве.

У каждого из нас еще есть возможность объяснить школьнику, почему так важно не потерять духовность. Наш портал предлагает учителю скачать презентации по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в семье и в школе по ФГОС и помочь детям в становлении и формировании их эмоциональной среды.



Что такое духовно-нравственное воспитание, презентация рассказывает на 19 слайдах. Материал предназначен для проведения педсовета, но может быть полезным и молодому специалисту при планировании работы на тему духовно-нравственного воспитания. В презентации на тему духовно-нравственного воспитания и развития школьников по ФГОС предложено много тем для планирования, определены принципы, приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания и развития, указаны качества, которые предстоит сформировать у школьников.


Всегда ли мы четко проводим различие между нравственностью и моралью? А удается ли то сделать детям? Презентация на тему «Нравственность и мораль» дает не только определение этих понятий, но и на примерах раскрывает суть каждого. О морали и нравственности в презентации есть красивая притча, высказывания философов. Материал презентации на тему морали и нравственности рекомендуется для классных часов в 8 и старших классах или для обществознания в 11 классе.


Презентация на тему нравственности и здоровья затрагивает вопросы формирования здорового микроклимата в семьях. Не стоит удивляться, что наше общество становится морально неустойчивым. Многие, уйдя со школы, пробуют создать собственную семью. Будет ли она крепкой? Родятся ли в ней здоровые дети, зависит не только от наследственности родителей, но и от их нравственных принципов созданной семьи. Презентация «Нравственность и здоровье» в 11 классе может быть использована как на ОБЖ, так и на классном часу для просвещения нашей молодежи.


Что такое золотое правило нравственности, презентация рассказывает учащимся 4 класса на примере высказываний Конфуция, Будды, законов Ману, в пословицах и поговорках. чтоб получить ответ на вопрос, вам необходимо скачать презентацию к уроку ОРКСЭ или классному часу на тему золотого правила нравственности и предложить учащимся несколько интересных заданий, которые могут выполняться в группах и индивидуально. Итогом занятия станет рефлексия, когда каждому предстоит ответить на вопрос, заданный человечеству Роттердамским: делаем ли мы добро себе, когда делаем его другим, как велит золотое правило нравственности?


Можно ли быть идеальным и нужно ли это человеку в современном обществе? Нравственные идеалы в презентации для 4 класса по светской этике для уроков ОРКСЭ или классных часов рассматриваются на примере поступков богатырей. Эти воины отличались недюжинной силой, особым складом ума, но при этом оставались добрыми и стремились всем помочь. Сейчас тоже есть такие же добрые люди. Копировать их поведение не обязательно, но стать для нас нравственным идеалом, как в презентации богатыри, они могут. Не забудьте скачать презентацию по ОРКСЭ на такую злободневную и непростую тему светской этики, как нравственные идеалы, и на ее материале воспитывать на классном часу поколение современных богатырей.


Ученикам 4 класса самое время рассказать о нравственных поступках на уроке ОРКСЭ или на классном часу. Каждый слайд наполнен содержательным материалом. Презентация на тему «Нравственный поступок» для 4 класса вместила в себя и высказывания Толстого и Аристотеля, Руссо и Омара Хайяма, и множество практического материала, который сделает урок ОРЕСЭ или классный час содержательным и полезным.


Хорошо, чтобы все современные люди были высоконравственными и при свершении каждого поступка руководствовались принципами морали и нравственности. Детям сложно самим прийти к таким убеждениям, поэтому презентация расскажет им о том, каким должен быть нравственный человек. Презентация предлагает составить портрет современного нравственного человека в виде синквейна. Материал данной презентации можно использовать при беседе на тему нравственного здоровья человека.


Понятия нравственности и патриотизма в процессе воспитания часто идут рядом. Презентация на тему нравственное воспитание в семье создана для учителя, который составляет планирование на год или готовится к педсовету. Нравственное воспитание затрагивает всегда аспекты патриотического воспитания. Роль семьи главная при формировании ценностно-целевого компонента в процессе нравственно-патриотического воспитания, о чем рассказывается в презентации.


Какими должны быть уроки нравственности, классные часы, которые учат детей добру и терпимости, знакомят с идеалами и рассказывают о благих поступках? Презентация «Уроки нравственности» рассказывает ученикам начальной школы о благотворительности, знакомит с людьми, которые готовы заботиться о людях неимущих и нуждающихся в помощи. Идут эти добрые традиции со времен купечества. Ученикам 1, 2, 3, 4 класса будет интересна история жизни Саввы Мамонтава и боярыни Морозовой, чьи дела и являются для нас нравственными уроками.